Posted 20 ноября 2015,, 08:53

Published 20 ноября 2015,, 08:53

Modified 31 марта, 05:25

Updated 31 марта, 05:25

Архитекторы: Новосибирский театр оперы после ремонта Кехмана стал похож на казино

20 ноября 2015, 08:53

НОВОСИБИРСК, 20 ноября. Управление по госохране объектов культурного наследия Новосибирской области грозит руководству театра штрафом за отклонение от проекта реконструкции. Ранее группа заслуженных архитекторов РФ обратилась к мэру города Анатолию Локтю с заявлением о незаконности ремонта в театре.

Как отмечает НГС, неделю назад оперный театр открылся после полугодового ремонта и удивил зрителей бесцеремонным ремонтом с яркими стенами и броскими коврами.

«Это просто неуважение к истории. Нельзя так с памятниками, тем более это памятник федерального значения. Получился такой купеческий, богатый, но совершенно чуждый этой архитектуре объект. Входишь и не можешь понять, что это такое. По нему есть отдельный приказ министерства, который говорит о том, что это здание государство охраняет. Во-первых, в вестибюле ковры какие-то. Люстры заменили, цвет покраски. Наверх поднимаемся — там еще страшнее. Были банкеточки в фойе зрительском, теперь их выбросили. Привезли кресла какие-то итальянские. Они роскошные, мягкие, но не любая мебель ведь подойдет. Зал имеет колоссальный объем. Акустика в этом случае уже меняет окраску. Это будет такой мягкий приглушенный звук, без подзвучки нельзя будет петь. В предыдущих креслах в спинках был положен конский волос для того, чтобы акустика была лучше. С этой же целью специалисты считали, смотрели, сколько в креслах должно быть дерева. Закон говорит о том, что нельзя в охраняемые объекты, тем более федерального значения, вносить никакие изменения. Эти ковры, которые он навез, я не знаю откуда, снять проблемы никакой нет. Перекрасить опять стены — тоже. Театр еще можно восстановить, потому что есть подлинные чертежи», - пояснил изданию заслуженный архитектор РФ, один из авторов письма мэру, Геннадий Гаврилов.

С ним согласен архитектор Александр Ложкин: «В этих элементах достаточно много китча. Не могу сказать, что они соответствуют историческому облику, что они вообще соответствуют духу оперного театра. Но есть более серьезный вопрос. Оперный театр — это объект культурного наследия, памятник федерального значения. Институт "Сибспецпроектреставрация" некоторое время назад проводил обследование на территории Сибири с целью рассмотрения объектов, которые могут быть включены в объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. Обязательным условием было сохранение объекта в виде, наиболее близком к первоначальному. В этом перечне — интерьеры зрительской части театра, цветовая гамма, покрытие полов и дверей, мебель. Радикальное вмешательство в интерьеры оперного театра теперь исключает эту возможность".

Архитектор-дизайнер интерьеров Федор Бухтояров считает, что теперь театр напоминает казино: «Думаю, что это не театральный интерьер. Не понравилась цветовая гамма. Скорее напоминает казино. Этот ковер, колонны… Не знаю, почему выбрано именно такое цветовое решение. Для меня оно странное, раздражающее, отвлекающее. Побогаче? Нет, это не побогаче. Побогаче это выглядит где-нибудь в Тальменке. Театр был вполне прекрасен, только его надо было ремонтировать — какие-то светлые тона, дуб. Я не думаю, что это требовало изменения цвета. Если бы была радикальная реконструкция, начинка бы сменилась, тогда да. Все бы кричали, плевались, но это было бы хотя бы уместная смена цветового решения. А так всё осталось как есть, просто раскрасилось. Я бы сравнил интерьер в холле Новосибирского театра оперы и балета с интерьерами, которые сейчас делают в фойе торговых центров, кинотеатров. А можно даже взять и параллели провести с "Пионером", хоть и совсем жестко будет. Там такие страшные космические плохо сделанные чудовища и синие, красные тона. То есть он должен подготовить зрителя к космическому, волшебному мульти-пульти, что ли. У меня есть тайная мысль, зачем так сделано в театре: наверное, чтобы это вызвало резонанс, говорили про это. Потому что большинству, может быть, даже все равно, по большому счету. Я не знаю, что за идея привлекать к театру за счет фойе. Если он там, конечно, казино не откроет или столовую. Там скорее цвета такие — общепитовские».

Такие же впечатления остались у художественного руководителя Новосибирской филармонии Владимира Калужского: «Кажется, что это казино. Дешевая роскошь. Не учли исторический архитектурный стиль. У театральных помещений, интерьеров не должна быть аляповатость. Должно быть достоинство. Как сказано в одной сказке — позолота сотрется, а свиная кожа останется. Там есть очень много такого внешнего, что со временем просто-напросто поиссякнет. Это здание создано по определенным канонам 20-х, 30-х, 40-х годов. Следовательно, на мой взгляд, там должно быть больше строгости, умеренности. Кричащая роскошь — это всегда признак дурного вкуса, это признак неожиданно свалившегося и нечестно завоеванного богатства. И когда этим пытаются запудрить сознание публики, у меня это вызывает неприятие. Если ничего не изменится радикального, в ближайшие 1,5–2 года народ будет ходить туда как в мавзолей, посмотреть, что там есть. Это не будет иметь отношения к искусству никакого, по-моему. Люди будут ходить туда отмечаться. Мы это знаем, у нас нечто подобное происходило и происходит частично с большим концертным залом. Там тоже бывает разная публика. Для многих очень важно зафиксировать себя там. Это такой социальный синдром. А здесь это еще в бóльшей степени будет».