Posted 15 марта 2013,, 11:30

Published 15 марта 2013,, 11:30

Modified 31 марта, 20:17

Updated 31 марта, 20:17

А нужна ли молодежи история?

15 марта 2013, 11:30
У первого постсоветского поколения есть шанс прожить жизнь без груза идеологии. И путь «детей 90-х» однозначно будет отличаться от того, по которому страну ведут родившиеся и выросшие в СССР.

Недавно по кинотеатрам страны прошел новый фильм молодого режиссера Михаила Сегала "Рассказы", состоящий из четырех новелл, посвященных разным явлениям современной России. Последняя из них, "Возгорится пламя", повествует о коротком романе между молодой девушкой и мужчиной средних лет.

Герои познакомились в автомобильной пробке. Юная особа «купилась» на цитату из Пушкина, продемонстрированную ей незнакомцем на айпаде: "как мимолетное виденье...". О том, что это Пушкин, она вряд ли знала, но намек поняла прекрасно. Следующий кадр - секс на заднем сидении автомобиля. Любовные сцены вообще занимали добрую треть экранного времени - они возобновлялись после каждой реплики героини о том, что надо больше разговаривать.

Пара стала встречаться. Максиму, редактору литературного издательства, было интересно говорить, «безымянной» героине актрисы Любови Новиковой, было интересно слушать. Девушка с упоением наблюдала за тем, как Максим исполнял "Мурку", рассказывал ей случаи из жизни. Как только они менялись ролями, и юная особа принималась говорить, Максим начинал потихоньку задумываться об интеллектуальном уровне своей новой подруги. И если "млекопитающиеся акулы" его поначалу веселили, то "пятьсот тысяч погибших в гражданской и отечественной войнах" заставили его потерять к ней и сексуальный интерес.

В разговорах про историю страны девушка пыталась отделаться отговорками о том, что в школе ей больше нравилась математика. Максим сказал ей, что она даже не понимает, что живет на костях погибших. В ответ — слезы и оправдания, мол, не думала, что это так важно. Пытаясь удержать его, она сказала: "Ты можешь со мной просто трахаться...!". Фразу "О чем мне с тобой трахаться?" Максим произнес уже на улице. Придя на работу, он нашел утешение в разговоре с женщиной, близкой ему по возрасту, и шутившей про ледоруб, с которым "хоть на Троцкого"...

Очевидно, что для молодой девушки история имеет мало общего с реальностью. Это предмет, который преподают в школе. Его можно знать плохо, а можно хорошо - как, впрочем, химию, физику или математику. Поколение, чьи отцы воевали, смотрит на современность через призму пройденной их родителями войны, обладает исторической памятью, которая становится для них некой экзистенциальной опорой. Героиня фильма такой опоры не имеет, и от этого выглядит несколько ущербно. Она показана глупенькой девушкой - но проблема не сводится лишь к ее умственным способностям.

Режиссер отметил, что определенная доля морализаторства в его фильме присутствует, он считает это слабым местом картины и пытался эту атмосферу нивелировать. Юная фемина совсем не выглядит несчастной. Похоже, она вполне довольна тем, как складывается ее жизнь. Ни разу не пришла в голову мысль ее пожалеть. Быть может, глупость в глазах зрителя компенсируется сексуальностью, а сама девушка вовсе не нуждается в грузе исторической памяти?

А вот в Максиме она нуждается совершенно точно - хотя он немолод и небогат. "Ты со мной разговариваешь... Ты такой внимательный, чуткий, опытный... Делаешь все так, как мне нравится...". Ей интересно. Но это не значит, что потеряв Максима, девушка что-то осознает... Возможно, она и возьмется за учебник по истории - но только для того, чтобы в следующий раз не упустить приглянувшегося мужчину.

Между героями новеллы Сегала действительно есть огромная разница. Страна развалилась, ориентиры изменились. И хотя новых людей воспитывали старые, нашлись более веские обстоятельства, которые повлияли на образование пропасти между поколениями. Это естественный процесс, и, возможно, поэтому режиссер сознательно старался избежать морализаторства. Герой понимает, что все меняется. То, что так для него важно, совсем неважно для молодых людей. Он через какое-то время уйдет, а они — останутся, будут набирать все больший вес, занимать все больше места.

Я тоже являюсь представителем нового поколения россиян, и почему-то мне не стыдно ни за себя, ни за своих сверстников. Возможно, как и героиня фильма Сегала, я не обременен грузом исторической памяти - хотя отношусь к истории с уважением и считаю, что учить ее нужно. Но процесс смены поколений неизбежен. И изменение отношения к истории и исторической памяти - тоже.

В перестройку история была полем для активных дискуссий - происходили развенчания неприкосновенных, пересмотр идеалов, открывались "новые истины"... Люди взрослели на этой полемике, она сказалась на их самоопределении.

Мы уже не так активно связаны с историей. Никто не знает, какой станет Россия через 20-30 лет. Но уже понятно, что путь «детей 90-х» будет отличаться от того, по которому страну ведут «родившиеся в СССР». Да, у нас не будет той советской закваски, которую получило поколение 60-70-х, того культурного багажа. Зато у нас гораздо больше возможностей, чем у наших предшественников.

Сейчас часто обращают внимание на невежество современной молодежи, и, наверное, эти претензии имеют под собой основание. Но мне кажется, что у первого постсоветского поколения, не получившего болезненных исторических травм (таких, как распад СССР), есть шанс прожить жизнь без груза идеологии. И именно это может стать залогом свежего взгляда на прошлое, настоящее и будущее.

Быть может, безымянная героиня "Рассказов" в ком-то вызывает страх за судьбу России. Но, возможно, она потому и безымянная, что ее поколение еще не обрело свое лицо.

Тимофей Рожанский, студент СПбГУ