Posted 25 июля 2014,, 09:09

Published 25 июля 2014,, 09:09

Modified 30 января, 23:12

Updated 30 января, 23:12

«Потянут» ли калининградцы беженцев?

25 июля 2014, 09:09
Калининградскую область обязали принять до конца года 9 тыс. украинских беженцев. Однако есть сомнения в готовности региона взять на себя такую ношу.

Калининградская область утверждена в качестве основного пристанища для украинских беженцев - постановлением правительства о распределении беженцев по субъектам Федерации регион обязан принять до конца года 9 тыс. переселенцев. Также региону увеличена квота на мигрантов - с 4 до 7 тысяч.

Между тем в регионе несколько недоумевают выбором Калининградской области как основного плацдарма для размещения беженцев. Губернатор Николай Цуканов сразу предположил, что столь высокое доверие области оказано в связи с успешным выполнением программы по переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Часть беженцев уже планируется размещать в рамках этой программы. С заявлениями об участии в ней в региональное УФМС обратились 182 человека. В качестве причины, побудившей их участвовать в программе, они указали именно кризисную ситуацию на Украине.

Губернатор, однако, ставит под сомнение прогноз правительства. По его мнению, далеко не факт, что в регионе окажутся все 9 тыс. переселенцев.

Глава комитета по социальной политике, здравоохранению, образованию, культуре и спорту областной думы Галина Янковская заметила, что решение правительства стало для Калининграда неожиданным. «Мы были удивлены, что наш регион – самый нуждающийся в тех людях, которые приедут к нам», – говорит депутат.

Она считает, что Федеральная миграционная служба предоставляла правительству количественные данные исходя, в частности, из региональных заявок на разрешения на работу для иностранцев. В Калининградской области работодатели, как правило, заявляют эту квоту с запасом, полностью ее не выбирая. С начала этого года, по данным УФМС Калининградской области, за получением патента на работу обратились 293 гражданина Украины, им выдан 271 патент. Данный документ позволяет оформляться на работу у физических лиц. Что касается разрешения на работу, дающего возможность трудоустроиться у юрлиц, таковых выдано 774 при 813 заявлениях.

Всего же на 22 июля в регион прибыли и разместились в частном порядке 2 тыс. 762 гражданина Украины, из них 233 ребенка. Заявлений на право временного проживания подано 605, выдано 415 разрешений.

По линии ФМС прибывшим в Россию не по своей воле предоставляется либо статус беженцев, либо временное убежище. Поскольку Калининградская область не граничит с Украиной, статус беженца региональным УФМС по нормам международного права не выдается. Поэтому желающим получить официальный статус рекомендуют оформить временное убежище. В области его получили семь семей в составе 32-х человек, из них девять детей.

Украинские переселенцы попадают в регион в основном через Москву, также немало беженцев прибывают через Ростовскую область. Перевозка станет одной из тех трудностей, с которыми придется столкнуться в случае большого количества переселенцев в Калининградскую область. Проще всего перевозить их самолетом, поскольку при пересечении границ железнодорожным транспортом возможны затруднения из-за неопределенного статуса граждан Украины.

Ответственным за эту часть проблемы правительство назначило Минтранс. Он будет привлекать перевозчиков и совместно с Минфином организовывать выплату им компенсаций.

Дальше принимать, оформлять, размещать беженцев предстоит региональным службам. По словам Галины Янковской, бремя первичных затрат ложится на областной бюджет, затем из федерального компенсируется 800 рублей в сутки на одного беженца. «Сегодня мы готовы принять и разместить 360 человек, до конца года готовы будем принять 800 человек», – сообщила глава социального комитета облдумы. С сентября, когда освободятся детские лагеря с отапливаемыми помещениями, кухней и прочими условиями для проживания, размещать переселенцев будет легче.

Однако Янковская опасается, что если беженцев будет больше, социальная инфраструктура региона просто не справится с такой нагрузкой. Проблемы могут возникнуть с медицинским обслуживанием. Кроме того, часть переселенцев наверняка будут с детьми, а мест в детских садах, чтобы оформить всех детей, не хватит. Уже сейчас в дошкольных учреждениях области существует проблема очередей. В ходе майского визита Дмитрий Медведев обратил на нее отдельное внимание. Николай Цуканов недавно обещал решить проблему очередей к концу 2015 года. Наплыв беженцев может отодвинуть эту дату на неопределенный срок.

Что касается лишних рабочих рук, они, конечно, не лишние. Сегодня в Калининградской области недостаточно специалистов некоторых профессий, таких как медицинские работники, представители рабочих специальностей, в частности, газоэлектросварщики и строители.

С другой стороны, вакансий не так много, и касаются они узкого круга профессий. «Сейчас в регионе нет потребности в неквалифицированной рабочей силе. На уровне общего спада промышленности – в 2013-м году индекс промпроизводства в обрабатывающих отраслях снизился на 5%, уровень жизни на 1%, падают инвестиции – новых рабочих мест создается довольно мало», – говорит депутат областной думы Алла Войтова.

Нет в регионе и производств, требующих большого количества рабочей силы. Видятся некоторые перспективы, связанные со строительством компанией «Автотор» автомобильного кластера, в рамках которого планируется возведение как сборочных заводов, так и жилья для сотрудников. Однако с этим проектом тоже не так все однозначно на фоне проблем с партнером «Автотора» канадской компанией Magna. Ситуация для инвестиций не самая благоприятная, полагает Алла Войтова. Плюс на автопроизводство опять же потребуются сотрудники лишь определенных специальностей.

Нельзя забывать и о неоднородности социально-экономического развития районов Калининградской области. Большинство приезжавших по программе переселения соотечественников изъявляли вполне логичное желание жить в Калининграде или его окрестностях, в частности, в Гурьевском районе. Что касается восточной части региона, там есть где расселить людей, но нет для них работы. На востоке и среди местных жителей уровень безработицы выше.

«Общий вектор на рецессию и падение инвестиций, который сейчас наметился, может привести к тому, что у нас самих возникнет безработица. Тогда проблемы с беженцами будут решаться сложнее», – заметила Алла Войтова.

Очевидно, не все принятые беженцы захотят получать вид на жительство. Кто-то надеется, что война в обозримом будущем закончится, и можно будет вернуться на родину. Значит, и работу станут искать не все переселенцы, что тоже ляжет на бюджет дополнительным грузом. Так, власти Костромской области поднимают проблему иждивенческих настроений среди украинских беженцев. Регион уже принял 2,7 тыс. человек. Им нашли 284 рабочих места с жильем, однако трудоустроиться захотели только 153 человека. Большинство же предпочитает жить в санаториях на всем готовом.

Проблема беженцев с Украины в Россию вообще серьезно недооценивается, считает депутат Калининградской облдумы Павел Федоров. По его мнению, многие сегодня просто не осознают масштабов происходящего. «Если мы получили 600 тысяч беженцев из региона, где шли военные действия, с населением 1,5 миллиона, а сейчас военные действия переместились в регион, где проживают 9,5 миллионов, оттуда хлынет еще миллиона три. Это Россия получит четыре миллиона беженцев – примерно 3% населения», – подсчитал парламентарий. Прогноз федерального правительства относительно численности переселенцев может оказаться не столь уж завышенным. Особенно если учесть, что предпосылок к переходу воюющих сторон к переговорам, мягко говоря, немного.

Владимир Чичинов