18 августа 2014, 14:57

Калининградские рестораторы готовятся к сокращению числа заведений и потере клиентов

© Фото Надежды Красновой

КАЛИНИНГРАД, 18 августа. Представители калининградского ресторанного бизнеса готовятся к сокращению числа заведений, а также к потере клиентов из-за запрета на ввоз продуктов из ЕС и США.

Часть заведений закроется или вынуждена будет поднять цены в меню, таким образом потеряв клиентов. По прогнозу владельца нескольких ресторанов, в том числе элитного Dolce Vita Олега Агеева, в ближайшее время сократится число заведений эконом-класса. В основном, это касается тех, кто не сможет быстро перестроиться в новых условиях.

«Я думаю, что будет сокращение количества ресторанов. Сейчас такая ситуация, когда нужно переориентироваться быстро. В дорогом сегменте такого падения нет – люди там ели и будут есть. А сегмент попроще, пиццерии и кафе, им тяжелее. Особенно, если заведения арендуют помещения для работы. Тогда вкупе с арендой и ростом евро введение санкций становится для них очень сильной нагрузкой», - сказал Агеев в интервью "Росбалту".

До введения санкций рестораны и кафе Калининграда работали в основном на импортной европейской продукции, теперь же им приходится искать другие варианты и делать это нужно быстро. Пока калининградские заведения работают на старых запасах, но уже активно изучают рынок неевропейских стран.

«Конечно, нам придется менять меню, - говорит Агеев. - Будем убирать те позиции, которые ввозить нельзя. Например, ту же норвежскую семгу. Но мы не хотели бы повышать цены, будем стараться пользоваться недорогими продуктами. Но у нас есть и азиатские поставщики для тех же морских продуктов, так что ничего страшного. К тому же мы уже давно работаем и на внутренней продукции, это треска, судак, угорь. Есть и северная семга, из Мурманска, Архангельска. Ее качество лучше, чем норвежской».

Владелец ресторана итальянской кухни «Пармезан» Максим Здрадовский сообщил, что смена стран-импортеров на качестве блюд в его заведении в ближайшее время не отразится. «У нас пармезана еще старые запасы. А вообще много сыров идет из Турции. Что касается мяса, то будут какие-то варианты. Сейчас много предложений из Латинской Америки. Я каждый день общаюсь с поставщиками из Чили. Думаю, рынок за две недели перейдет на них. Глобального кризиса не будет», - подчеркнул Здрадовский.

Большие надежды рестораторы связывают и с местными производителями мяса, овощей, молочной продукции. А вот ресторанам японской кухни придется существенно менять географию закупок. Раньше заведения закупали значительную часть рыбы в Северной Европе, в частности, в Норвегии. Теперь же, когда норвежские семга и лосось оказались под запретом, рестораторы рассматриваются возможность закупок азиатской и китайской рыбы и мадагаскарской креветки. Пока же конкретно о новых поставщиках в ресторанах не говорят, но при этом здесь сохраняют оптимизм.

«Будем искать поставщиков, на клиентах это не отразится. Вносить изменения в меню пока не планируем, также, как и поднимать цены – это чревато потерей клиентов», - сообщила «Росбалту» директор по маркетингу сети ресторанов «Якитория» Галина Соловьева.  

В сети ресторанов Pro-Sushi также намерены сохранить меню - как по позициям, так и по ценам. Аналогичного мнения придерживаются в сети ресторанов «Табаско», где представлена как европейская, так и японская кухня.

«Сейчас мы ищем местного производителя, уже часть европейских продуктов заменена российскими аналогами. Работа ресторанов идет в обычном режиме», - подчеркнул менеджер сети.

Представители рынка отмечают, что во многом цены будут зависеть от поставщиков. Небольшое повышение закупочных цен отмечалось сразу после введения санкций, однако сейчас ситуация нормализовалась.

Однако даже если удастся сохранить цены в меню, потери клиентов все равно избежать не удастся - во многом из-за снижения платежеспособности населения, считает Максим Здрадовский. В эксклавном российском регионе многие жители были связаны с импортом продукции из Европы и логистикой.

«Для ресторанного бизнеса не большой удар, что исчезнут устрицы с фуа-гра. Хуже, что у людей будет меньше денег. В Калининградской области многие занимались импортом продукции, как частные предприниматели, а ведь это наши клиенты. Людям будет не до еды», - говорит Здрадовский. По его словам, для своих заведений он уже выработал стратегию работы на ближайшее время: уменьшение цен и увеличение порций.