Posted 20 августа 2014,, 09:40

Published 20 августа 2014,, 09:40

Modified 30 января, 23:36

Updated 30 января, 23:36

Эксперт: Калининград можно было бы оставить "окном" в "железном занавесе"

20 августа 2014, 09:40

КАЛИНИНГРАД, 20 августа. Взаимное ра­зочарование России и Запада имеет шансы затянуться на годы, однако Калининградская область могла бы стать площадкой, в рамках которой взаимодействие бы продолжилось, считает доктор экономических наук, директор Центра исследований пост­индустриального общества Владислав Иноземцев.

В статье для РБК он отмечает, что Калининградская область выпадает из традиционных для быстрорастущих экономик схем, а сегодня может оказаться жертвой торговых войн: под российское эмбарго, по заявлениям администрации региона, попала треть ввозимого в регион продовольствия.

"Калининградская область — неоспоримая часть России, оплаченная жизнями миллионов советских людей в годы Второй мировой войны. Она может стать успешной, только если сможет воспользоваться своей очевидной «европейскостью» и превратиться в гаранта того, что разлад между Россией и ЕС не будет вечным. Этого удастся достичь, если регион сумеет извлечь преимущества из текущего момента и построить на их основе своего рода мостик в будущее", - предлагает эксперт.

В частности, в условиях запрета на ввоз европейской продукции нужно поощрять импортозамещение с участием европейцев, полагает Иноземцев. В связи с этим он предлагает допустить аренду земли иностранцами, снизить или отменить налоги для аграриев, стимулировать ввоз сельхозоборудования, семян и скота. "Область, отделенная от остальной страны, должна стать классической свободной экономической зоной и накопить опыт для того времени, когда рыночный стиль хозяйствования снова станет в стране популярным", - отмечает эксперт.

Кроме того, при явном, по мнению Иноземцева, желании властей ограничить массовый выезд россиян в Европу, область могла бы превратиться в место проведения культурных мероприятий и интеллектуального поиска.

"Калининградская область должна стать маленькой Европой внутри России, и потом, когда придет время, она трансформирует Россию в часть большой Европы", - обещает Иноземцев.

Также эксперт предлагает превратить регион в мощный транзитный узел с помощью бюджетных европейских перевозчиков, позволив им выполнять отсюда рей­сы не только в Европу, но и в другие города России. Это, замечает Иноземцев, могло бы привлечь в регион туристов.

"Я не говорю о том, что можно попытаться начать переговоры с Литвой о строительстве через ее территорию экстерриториального транспортного коридора, подобного тому, что связывал Западный Берлин с ФРГ в годы холодной войны. Это сделало бы рента­бельным проект глубоководного морского порта и еще более укрепило бы позиции Калининграда как транзитного транспортного узла", - добавил Иноземцев.

Также, по его мнению, именно в Калининградской области можно доказывать инвесторам из разных стран привлекательность российской налоговой системы. "Низкий подоходный налог вполне может привлечь сюда компании, вы­плачивающие своим работникам, способным трудиться удаленно, высокие зарплаты: производителей программного обеспечения, интернет-компа­нии, инвестподразделения крупных банков, консалтинговые, архитектурные, дизайнерс­кие бюро и многие другие. Соединение транспортной доступности и низкой налоговой нагрузки могло бы привлечь в область се­рьезный капитал, необходимый для ее развития", - замечает экономист.

"Сделать Калининградскую область привлекательной можно, только используя ее главный актив — особую «европейскость». И сегодня, принимая во внимание сложный период российско-европейских отношений, я бы на месте как Москвы, так и Берлина, и Брюсселя сделал все возможное, чтобы не закрывать балтийское окно возможного сотрудничества, даже если многие двери оказываются наглухо запертыми", - подчеркивает автор.