Posted 5 августа 2015,, 12:51

Published 5 августа 2015,, 12:51

Modified 31 марта, 06:53

Updated 31 марта, 06:53

«Калининградская область превращается в «Титаник»

5 августа 2015, 12:51
Из-за коррупции и отсутствия внятной стратегии развития регион рискует сорваться в крутое пике, считает руководитель комитета по экономике и инвестиционной политике партии «Правое дело» Михаил Трушко.

Руководитель комитета по экономике и инвестиционной политике партии «Правое дело» Михаил Трушко не прошел «муниципальный фильтр» на выборах губернатора Калининградской области, но продолжит участвовать в региональной политике. В интервью «Росбалту» он рассказал о том, какой, на его взгляд, должна быть экономическая концепция эксклава.

- Вы говорите, что у вас есть программа развития Калининградской области, альтернативная курсу нынешних региональных властей. В чем ее суть, что надо кардинально менять?

- Еще во времена Бооса область переориентировалась на привлечение и освоение федеральных инвестиционных ресурсов. И если Георгий Валентинович хотя бы имитировал процесс стратегирования, объясняя значение тех или иных государственных вложений, то при Цуканове формальная стратегия была написана и положена под сукно (точнее - размещена на сайте), а ФЦП сформирована по принципу «развиваем все». Другими словами, реальная жизнь региона и формальная стратегия существуют в разных плоскостях.

Содержательный разговор с бизнесом был подменен грандиозными планами по поводу освоения бюджетных ресурсов. Сегодня «герои нашего времени» - «чемпионы госзаказа». При этом абсолютно неважно, какими темпами идет освоение госинвестиций – они не привязаны ни к каким бизнес-проектам. Пять лет правительство говорит о строительстве пяти промпарков для пока еще абстрактных инвесторов, при этом не решены ключевые вопросы особого режима хозяйствования в условиях эксклавности. Не удивительно, что в последние годы количество закрытых производств на порядок превышает количество вновь созданных.

Сегодня, на фоне сжимающегося потребительского рынка и неминуемого сокращения объемов федерального финансирования, область рискует сорваться в крутое пике. Еще в «докризисный» период стало очевидно, что конкурентоспособность калининградского бизнеса базируется исключительно на таможенных и налоговых преференциях. Вхождение России в ВТО и создание Таможенного союза многократно сократило интерес к Калининградской ОЭЗ. Нужно иметь в виду, что за последнее десятилетие в РФ создано более 30 федеральных ОЭЗ и более 100 региональных промпарков с примерно одинаковым набором льгот, но без государственной границы вокруг. Они базируются на местном сырье и беспрепятственно распространяют продукцию на огромном рынке Таможенного союза. Другими словами, ОЭЗ не способствовала созданию в Калининградской области высококонкурентных секторов экономики. Более того, область скатилась вниз в рейтинге инвестиционной привлекательности.

Какова альтернатива? Разумно низкое налогообложение, равные возможности и жесткие законы за тридцать лет (с 1959 года) превратили Сингапур в мирового лидера по производительности труда и уровню доходов населения. Сегодня Сингапур может похвастаться лучшей в мире системой образования и одной из самых инновационных экономик. Именно из-за оторванности территории такой подход реализуем и в Калининградской области. Ключом к успеху является не ОЭЗ, не ТОР, а законодательно закрепленный особый режим хозяйствования и налогообложения в эксклавном регионе.

Однако главное препятствие развитию – системная коррупция, пронизывающая все сферы нашей жизни. Мы стали ее воспринимать как норму. А ведь коррупция искажает все: принципы принятия решений, нормы социальной справедливости, эффективность госуправления как такового. Системную коррупцию невозможно победить, борясь с отдельными коррупционерами, но ее можно сделать бессмысленной экономическими методами.

- Что для этого требуется?

- Если коротко, то нужно сместить акценты в налогообложении. Дело в том, что есть два экономических антипода - «рантье» и «инновационный предприниматель». У них в корне отличающиеся стратегии, а доминирование одних над другими определяется прежде всего системой налогообложения и политикой государственного стимулирования приоритетных направлений. За годы действия СЭЗ-ОЭЗ в Калининградской области сформировался класс рантье, который во многом задает сегодняшнюю региональную повестку дня, а инновационной экономикой у нас и не пахнет. Кстати, именно рантье пролоббировали «компенсации», а это продолжение дороги в никуда. По сути, это поддержание неконкурентоспособных резидентов за счет многострадального МСП, который, как ни странно будет звучать, - основной налогоплательщик и главный работодатель в регионе.

- Калининградской области нужны масштабные проекты и ускоренное реформирование или, наоборот, постепенное развитие?

- Любой масштабный проект – это всегда огромные риски для нашей маленькой и замкнутой территории, которые нужно правильно оценивать. Взять тот же проект «автокластера»: 250 тысяч автомобилей в год, освоение более тысячи гектаров земли, пятидесятитысячный город, локализация (изначально декларировалось). Все замечательно, но нельзя забывать, что автомобиль – классический товар эластичного спроса, с которым связаны взлеты и падения целых макрорегионов и даже стран. Неплохо было бы еще изучить причины забастовок рабочих Ford во Всеволожске и подвоза рабочих на конвейер того же Ford в ОЭЗ «Алабуга» из мелких населенных пунктов почти за 100 километров.

Поэтому я не за масштаб проекта, а за качество инвестиций, за высокую стоимость и технологичность рабочего места, конкурентоспособность и перспективность выпускаемой продукции. Нельзя забывать, что к 2020 году количество работоспособного населения в стране (ныне – 90 миллионов) сократится на 19 миллионов – людей попросту неоткуда будет взять.

Если говорить об ускоренном реформировании – это всегда шок для экономики с непредсказуемыми последствиями, мы все помним начало 90-х. Поэтому я сторонник постепенного развития с опорой на местные ресурсы и традиционные для территории отрасли. Создание в регионе новой отрасли «с нуля» - это сложный многолетний проект с огромным количеством рисков. Это как раз тот случай, когда без привлечения технологического лидера отрасли, носителя новых для региона компетенций не обойтись. Ключевое слово здесь - «компетенции». Они важны и для традиционных отраслей Калининградской области.

- Поддержка каких секторов экономики сейчас наиболее важна для развития региона?

- Поддержка требуется всем секторам, но направлена она должна быть не столько на повышение валовых показателей, сколько на технологическое обновление. Без освоения новых технологий не решить проблему конкурентоспособности отдельных отраслей и региона в целом. Необходимы секторальные программы развития, центральным звеном которых должны стать т.н. «центры компетенций», а финансовая помощь в виде субсидий и компенсации части процентов по кредиту или лизинговых платежей должна быть связана с освоением новых технологий.

Я не хочу останавливаться на конкретных отраслях, т.к. выбирать перспективные направления – это все-таки дело бизнеса, а государственная забота - помогать формировать в регионе конкурентоспособную отрасль. Поэтому именно отраслевые объединения должны формировать свои собственные стандарты ведения бизнеса и вовремя предлагать проекты, направленные на достижения глобальной конкурентоспособности, в форме ГЧП.

Сегодняшние шараханья руководства области от IT-сектора и «автокластера» до «игровой Мекки» и Чемпионата мира по футболу говорят об отсутствии видения будущего региона. Набор конфликтующих между собой направлений – это не стратегия, а бессмысленное распыление ограниченных государственных ресурсов.

- Какие инвестиции нужны региону и что надо делать для их привлечения?

- Региону нужны, в первую очередь, высокотехнологичные инвестиции. Первое и, наверное, главное требование - сведение коррупции к минимуму, но экономическими методами. Без этого инвесторы в регион не придут. Второе – разумно низкое налогообложение со смещением центра тяжести на так называемые рентные налоги. Третье - государство по-настоящему должно стать сервильным. Четвертое – инвестирование в человеческий капитал, вкладывать нужно в человека – носителя любой компетенции. Можно назвать еще десяток направлений, о которых часто говорят с высоких трибун, но реализация уже этих нескольких подходов способна в корне изменить ситуацию.

- Про Калининградскую область говорят, что в ней сильны муниципальные элиты. Глава региона должен снижать их влияние или, наоборот, уметь договариваться с ними?

- Позволю себе вопрос из фильма: «Скажи в чем сила, брат?» Вокруг чего сплачиваются так называемые муниципальные элиты? Что делят? Ответ, по-моему, очевиден: земельная рента, административная рента и расходная часть бюджета. Вот весь смысл сегодняшнего нахождения во властных и околовластных структурах. Таковы сегодня правила игры.

Можно до мельчайших деталей разложить всю схемо-технику системной коррупции муниципального и регионального уровня, но это бессмысленно. Бороться с ней еще бессмысленней, но ее можно свести к минимуму экономическими методами. Так вот, задача губернатора - предложить муниципальным и региональным элитам новую парадигму развития и куда более перспективные направления приложения усилий и вложения капиталов. Тогда не надо будет ни с кем бороться, элиты сами объединятся вокруг губернатора, понимая свои выгоды.

- В регионе из-за эксклавного положения традиционно глубоки коррупционные связи бизнеса и власти. Как, на ваш взгляд, это положение можно было бы изменить?

- К ранее сказанному могу добавить лишь то, что уже сегодня большая часть региональных элит понимает, что коррупция, пронизывающая все стороны жизни региона, превращает его в тонущий «Титаник». Сегодня обесценивается земля, недвижимость, регион стал неинтересным для инвесторов. Это прямой результат «слияния в экстазе» бизнес- и властных элит. Если ничего не менять, то будущее печально…

Беседовал Дмитрий Ремизов