Posted 16 октября 2015,, 08:15

Published 16 октября 2015,, 08:15

Modified 31 января, 07:43

Updated 31 января, 07:43

«Янтарная отрасль практически декриминализована»

16 октября 2015, 08:15
Глава управления МВД РФ по Калининградской области, генерал-лейтенант полиции Евгений Мартынов рассказал о борьбе с нелегальными копателями янтаря и наркоторговцами в самом западном регионе России.

Начальник управления МВД РФ по Калининградской области, генерал-лейтенант полиции Евгений Мартынов рассказал «Росбалту» об успехах противостояния преступности в самом западном регионе России, о борьбе с нелегальными копателями янтаря и наркоторговцами.

— Евгений Владимирович, на днях Вы рассказали о масштабной операции, купировавшей 60% наркотрафика в регионе. Как трудно было выявить и обезвредить банду?

— Да, это та правда, которую должны узнать… Чтобы вычислить всех участников организованной преступной группировки, несущей мощное наркодавление на край, понадобился почти целый год круглосуточной и кропотливой работы, потому что оборот наркотиков, в этом случае, фактически был бесконтактный. В преступной цепи продавцы и покупатели в лицо друг друга не видели и не знали.

Оперативникам удалось выявить тесный телефонный альянс. Именно на нем и держался весь наркобизнес этой преступной группы: курьеры доставляли зелье по звонку, «диспетчеры» определяли места его закладки, меняя их так же внезапно по звонку, а координаты точек на местности сообщались покупателям лишь после того как деньги поступали на банковский счет, опять же по телефонному звонку.

Потоки денег замыкал на себе брат основного дилера, прилетевший в Калининградскую область под чужим именем. Именно он – чужак издалека – оформлял банковские карты на подставных лиц, в основном на пьющих одиноких людей. Выручка, попавшая на десятки банковских карт, переправлялась строго главарю группировки. Удивительно, но этим человеком была женщина, которой предписано природой дарить жизнь, а не забирать ее.

Оперативники УМВД и ФСБ, офицеры СОБР и бойцы ОМОН единым фронтом блокировали деятельность наркокартеля, одновременно проведя внезапные обыски сразу по 25-ти адресам. В этой операции было задействовано 120 человек личного состава и 34 единицы транспорта, включая спецавтомобиль «ТИГР», сравнимый с бронетранспортером.

— На днях полиция провела операцию «ТРАЛ», на 12 часов были усилены патрули и были проведены сплошные проверки неблагонадежных граждан. Это разовые операции или они будут проводиться на регулярной основе?

— Кого-то, быть может, удивило само название операции, ведь, по сути, трал – это приспособление для вылавливания, но Министерство внутренних дел именно так назвало вполне земную операцию. Чтобы была понятна как причина названия мероприятий, так и их эффективность, достаточно озвучить цифры: раскрыто 18 преступлений, задержано 14 подозреваемых, изъято 36 единиц оружия и 348 боеприпасов. Согласитесь, серьезный улов.

В этой масштабной операции работали 1282 сотрудника полиции, представители фактически всех подразделений УМВД, а территориально операция «ТРАЛ» накрыла всю Калининградскую область.

Результаты достигнуты серьезные, поэтому аналогичные мероприятия в регионе будут проводиться на постоянной основе.

— В области продолжается борьба с «черными копателями» янтаря, которые не только расхищают недра, но и уродуют пляжи. Можно ли говорить о значимых результатах или их можно достигнуть только после введения на законодательном уровне более строгих наказаний? Помогает ли конфискация средств добычи?

— На побережье Балтийского моря, конечно же, в местах, где есть вероятность проявления янтаря, за более чем 200 рейдов с начала года задержано 1693 так называемых «черных копателя». Все они попали не только под административное наказание, но и в оперативную базу МВД. У нелегальных добытчиков изъято 152 кг янтаря, 203 мотопомпы, трактор и экскаватор, то есть основные средства добычи камня.

Их конфискация реально дает свои плюсы: с побережья фактически исчезла строительная техника, то есть тяжелые экскаваторы, уродовавшие недра земли до неузнаваемости. А в 2012 году, когда был установлен пик нелегальной добычи янтаря, полицейские изъяли даже 8 экскаваторов, тем самым переломив ситуацию и развернув взлет добычи янтаря в сторону резкого понижения. Так что, не шумит больше строительная техника на янтарных тропах.

Но эффект от нашей ежедневной борьбы с незаконным промыслом повысился бы в разы, если за этот бизнес законодатель ввел бы уголовную ответственность.

— В целом, как проходит декриминализация янтарного бизнеса? Успешна ли борьба с «черным рынком»?

На сегодняшний день можно сказать с уверенностью, янтарная отрасль практически декриминализована. И реальный вклад в это внесли оперативники УМВД, своим упорным каждодневным трудом. В ходе рейдов, в основном ночных или на рассвете, они каждый день задерживают от пяти до пятидесяти «черных копателей», заблокировали выход на побережье Балтийского моря тяжелой строительной техники. Поэтому сейчас незаконной добычей янтаря – сырца занимаются лишь разрозненные группы, с лопатами, мотопомпами, сачками и приборами ночного видения.

Надо заметить, их становится все меньше и меньше, но мы все равно продолжаем борьбу. Кроме регулярных рейдов, проводим совместно с ФСБ специальные масштабные операции. С начала года их было более 80-ти. Нередко и сам в них участвую и по собственному опыту знаю: даже мощные джипы – в поле не помощники. Непроходимые тропы, изрытые участки вязкой глины трудно преодолевать не только пешком, но и на колесах. И чтобы от нас не ушел ни один черный копатель, используем квадроциклы, которым не страшны ни резкие перепады рельефа, ни густая трава, ни сыпучий песок. Да и искатели легкой наживы разбегаются врассыпную и частенько решают для себя прекратить этот нелегальный бизнес.

— Расскажите, пожалуйста, о работе спецподразделения по борьбе с автоподжогами. Известно, что большинство случаев связано с бытовыми конфликтами – когда калининградцы отучатся решать таким образом свои проблемы?

— В 2015 году на территории Калининградской области было 73 автоподжога, в 2014 г. – 120. Это говорит о снижении горячих ЧП с машинами на 39%. В целом количество поджогов в регионе также уменьшилось: со 163-х в прошлом году до 116-ти в 2015 г. Эти положительные результаты связаны с достаточно успешной работой спецгруппы при уголовном розыске УМВД, созданной по целевому, горячему в прямом смысле направлению или, как говорят, по узкому профилю. В эту команду входят самые из самых, то есть опытные сыщики. Им-то, как никому, известно, что дыма без огня не бывает. Это я к тому, что самая распространенная первопричина поджогов транспорта – ссоры между близкими людьми или партнерами по бизнесу.

— Какими темпами проходит добровольная дактилоскопия? Полиция предлагала создать базу отпечатков пальцев детей и пенсионеров, нашла ли эта инициатива отклик?

— Хочу начать с факта, который говорит о явном изменении в сознании людей о дактилоскопии: с 2014 года по настоящее время количество калининградцев, обратившихся в полицию с заявлением о проведении добровольной дактилоскопической регистрации, увеличилось в разы. Это радует. Согласитесь, если человеку нечего скрывать, и за его спиной нет шлейфа долгов или преступных шагов, он не побоится оставить свои личные следы в оперативных базах.

Но, с другой стороны, и у законопослушных граждан есть сомнения, например в том, где могут использоваться их отпечатки пальцев и с какой целью. Люди считают, что это сугубо индивидуальная информация может быть использована им во вред. Хочется воспользоваться случаем и напомнить, что саму процедуру дактилоскопии проводят исключительно в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением прав и свобод человека. Видимо, надо просто дождаться публичного признания этого новшества. И тогда люди не будут пугаться снятия отпечатков их пальцев. Они примут это как новый закон, сравнимый, например, с привычным прохождением контроля на государственной границе или перед посадкой на самолет, когда по требованию пограничников и таможенников они снимают и обувь, и верхнюю одежду, и мужской ремень, показывая при этом содержимое личных вещей.

Думаю, со временем граждане поймут, что мотив дактилоскопии – это борьба за их же защиту, спокойную жизнь и согласятся на непривычную процедуру.

Беседовал Денис Леонов