Posted 16 марта 2019,, 09:00

Published 16 марта 2019,, 09:00

Modified 31 января, 22:20

Updated 31 января, 22:20

Зебры-вымогатели. Кто стоит за ростовыми куклами, терроризирующими петербуржцев

16 марта 2019, 09:00
«Росбалт» выяснил, что за люди руководят аниматорами, вымогающими деньги у прохожих. Журналисты нашли и их логово.

Девушка на костылях проходила мимо Спаса-на-Крови, когда ее окружили трое здоровых парней в костюмах. Они стали фотографироваться с прохожей, а затем попросили за работу тысячу рублей. Не дать денег девушка не могла — боялась, что не убежит. «Я заплатила 900 рублей, они еще остались недовольны. Только потом поняла, что в принципе они могут что угодно сделать — и с ног сбить, и позвать подмогу. Это рэкет, а не работа» — эту историю жительница Петербурга рассказала год назад. И с тех пор ситуация не изменилась.

Аниматоров-вымогателей в костюмах коня, зебры, лисы, мыши и других мультяшных персонажей можно встретить почти каждый день на Невском проспекте, у Спаса-на-Крови, на канале Грибоедова. Встречаются и другие: люди в костюмах Петра и Екатерины. Работа всех этих персонажей — фотографироваться с людьми, а потом требовать деньги за снимок. На вопрос, сколько будет стоить, отвечают заученно: «Не бойся, богатырь, без штанов не оставим!» И горе тому, кто откажется дать деньги.

Форумчане утверждают, что видели, как зебра душила туристку из Китая и вырывала у нее из кармана пачку юаней. В декабре прошлого года агрессивная зебра избила гражданку Эстонии, которая проводила расследование про аниматоров.

В начале марта на портале Change.org появилась петиция против ростовых кукол, которые навязчиво требуют деньги за фотографии. Ее авторы требуют убрать «неизвестных лиц, промышляющих вымогательством денег у туристов в самом сердце Санкт-Петербурга». «Росбалт» выяснил, кто стоит за аниматорами.

Что известно про кукловодов

Потенциальных кандидатов на роль ростовых кукол ищут на сайтах объявлений — в первую очередь на Avito. Вакансии можно найти по словам «аниматор», «промоутер», «работа в костюмах», «живые статуи». Требований не так много: вежливость, коммуникабельность и стрессоустойчивость. Обязанности — «предоставление платных фото услуг жителям и гостям города». Выплаты — ежедневно в конце смены.

Объявления публикуются от имени нескольких авторов. Самые частые — это некие Сергей и Алексей. Фамилии в объявлениях не указаны. Однако «Росбалту» удалось выяснить, что работодателями являются Сергей Самусенко и Алексей Владимиров. Первый родился в белорусском Новополоцке, там закончил политехнический колледж, после чего переехал в Санкт-Петербург.

«Верю в себя», — пишет он на личной странице во «ВКонтакте». Телефонный номер, к которой она привязана, совпадает с той, что указана на Avito. А фотография идентична снимку в профиле на сайте объявлений.

О Владимирове известно меньше, его страница во «ВКонтакте» удалена. Характерно, как он записан в телефонных справочниках своих знакомых: Алексей Аниматор, Конь, Леха — Царь всех зверей, Аниматор Галерея Завтра.

Ни Самусенко, ни Владимиров не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей в Петербурге, следует из данных ЕГРЮЛ. Поэтому есть большие сомнения в легальности работы ростовых кукол. То, что аниматоров устраивают неофициально, сказали и Сергей, и Алексей, когда корреспонденты «Росбалта» звонили им под видом соискателей.

Алексей заявил, что аниматоры на роли мультяшных зверей уже набраны, но есть вакансия для девушки — требуется актриса на роль Екатерины.

Собеседование назначили тем же вечером у двери столовой на канале Грибоедова. На встречу пришел не Алексей, а администратор «зверинца» — за капюшоном угадывался все тот же Самусенко.

Он подтвердил, что, кроме Екатерины, другие персонажи не требуются — все костюмы животных уже заняты девушками.

«Возможно, в будущем освободятся», — предположил он. А пока что нужна актриса, чтобы в паре с Петром I фотографироваться с туристами за деньги.

— Работаем на Спасе-на-Крови, около Дворцовой площади, на Василеостровской колонне. График работы — пять дней в неделю с 10:30 до семи вечера. Час — обед. Выплаты в конце смены ежедневные — 50% от кассы. В среднем это 3-4 тыс. в будний день, 5-6 тыс. в выходной. Когда плохая погода — чуть меньше, когда хорошая — чуть больше. Вы с царем будете работать, он вам будет помогать. Он уже год работает.

— А заставлять людей не надо?

— Ну как вы будете заставлять? <…> Нет, не надо.

— Проблем не будет никаких с полицией?

— Нет, с царями все нормально — не задерживают их никогда. Все официально.

— А одеваться где?

— На офисе. Вы Алексея наберете часов в шесть, он все расскажет вам. Он завтра будет там с администратором.

Но Алексей больше не брал трубку — возможно, заблокировал номер корреспондента. Когда журналист через несколько дней дозвонилась до него с другого телефона, он сказал, что вакансия уже занята.

По другому объявлению работников искал сам Сергей. Он сказал корреспонденту «Росбалта», что требуются живые статуи — актеры, которые наносят на тело аквагрим и в таком виде позируют для фото на улице.

— Обучение у вас какое?

— Неделю будете стоять с опытным человеком. Смотреть, учиться у него. Зарплата не уменьшится.

— С людей сколько обычно берут за фото?

— Сколько хотите, столько берите. Люди сами оставляют деньги за фотографии.

Где обитают зебры и медведи

В петербургском ГУ МВД «Росбалту» сообщили, что полицейские с начала года 34 раза задерживали «живые статуи», которые предлагают туристам фотографироваться за деньги. На предполагаемых правонарушителей составлены административные протоколы по статье 14.1 КоАП РФ (предпринимательская деятельность без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Корреспонденты «Росбалта» несколько часов наблюдали за зверинцем у храма Спаса-на-Крови, но не заметили повышенного внимания правоохранителей к аниматорам. Напротив, сотрудники флегматично прогуливались мимо зверей, пока те брали деньги с очередных туристов.

После окончания рабочего дня журналист проследил за аниматорами. Так стало известно, что их офис (он же раздевалка) находится в одном из домов по набережной реки Мойки. Чтобы пройти в логово ростовых кукол, нужно миновать домофонную дверь с надписью «Отель». Офис разместился за неприметной деревянной дверью без каких-либо опознавательных знаков и табличек. Там наряжаются не только аниматоры-звери, но и живые статуи. В сторону этого офиса отправляются в конце рабочего дня и императоры с императрицами.

Война Петров и Екатерин

Не все Петры I и Екатерины Великие принадлежат кукловодам Сергею и Алексею. В Петербурге у них есть конкуренты — они работают под руководством индивидуального предпринимателя Шепиловой Татьяны Германовны.

Корреспондент «Росбалта» побывала на собеседовании на вакансию Екатерины — интервьюирование прошло на улице, все у того же Спаса-на-Крови. На встречу пришла та самая Татьяна Германовна, которая сама работает в образе Екатерины. Но делает это, по ее же словам, абсолютно легально: «У нас официальное предприятие. Мы платим налоги. Если приезжает налоговая — у нас все в порядке. Мы работаем с 2001 года. Нас все давно знают».

Работодатель сказала, что один снимок стоит 300 рублей, и об этом сразу предупреждают туристов. Про других императриц и про аниматоров-животных она заявила, что «они некрасиво работают» и ее фирма к ним «отношения не имеет».

Конкуренция между Петрами и Екатеринами зачастую выливается в откровенные угрозы и оскорбления. В 2016 году Татьяна Шепилова не поделила площадку с другим предпринимателем — Ириной Рябининой. Она также занималась фотосъемками в костюмах XVIII—XIX веков в исторических местах города. При этом, как следует из решения суда, Рябинина заключала срочные трудовые договоры с актерами. Но, по ее утверждению, Шепилова и ее подчиненные всячески мешали легальному бизнесу. Якобы они обзывали сотрудников Рябининой «ворами», «уголовниками, «фашистами», выставляли их при туристах «посмещищем», а также вставали в кадр и не давали возможность проводить фотосъемку.

Конфликт закончился судебным процессом. Рябинина потребовала с истца более 200 тыс. рублей компенсации (в эту сумму входил ущерб, упущенная выгода и моральный вред). В мае 2017 года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в иске отказал.

Антонида Пашинина, Илья Давлятчин, Дмитрий Глебов