Posted 20 апреля 2020,, 20:04

Published 20 апреля 2020,, 20:04

Modified 30 марта, 14:25

Updated 30 марта, 14:25

«Изолировать надо тех, кто так считает»: реакция на опрос, где предлагается ликвидировать геев, больных ВИЧ и феминисток

20 апреля 2020, 20:04
Советский человек живее всех живых, но некоторых это сильно удивляет.

Социологическая служба «Левада —центр» провела 20-26 февраля 2020 года опрос 1614 россиян про социальную дистанцию.

Опрос проводился в рамках давнего, с 1989 года, исследования «Простой советский человек». Социологи все эти годы, основываясь на данных опросов, выясняют, как меняется постсоветский человек в России. (Спойлер: меняется, но по некоторым позициям медленно).

Респондентам на протяжении 30 лет задаются одни и те же вопросы. В том числе и об отношении к людям, чьё поведение «отклоняется от общепринятых норм». В нынешний опросник «Левада-центр» включило также «педофилов», «экстремистов», «террористов» и «феминисток».

Ответы россиян показали, что наиболее репрессивная реакция у населения к двум категориям — «террористам» и «педофилам», в отношении каждой из которых позицию «ликвидировать» выбирали ¾ опрошенных. По степени жесткости установок за ними следовали два других субъекта преступных действий: «убийцы» и «экстремисты/радикалы».

Данные «Левада-центра».

Сексуальные «отклонения» — проституция, гомосексуализм, феминизм (социологи «Левада-центр» поставили их в один ряд) люди в основном не одобряют, но и не призывают убивать таких граждан. В отношении этих категорий, в сравнении с остальными, наиболее часто выбирались позиции, характеризующие «нетвердость в норме»: «предоставить их самим себе» и «затрудняюсь ответить».

Наиболее благожелательное отношение сложилось к «бездомным» и «людям с ВИЧ» (количество людей, живущих в РФ с установленным диагнозом ВИЧ-инфекция, на 31 декабря 2019 г. составило более 1 млн человек), которые рассматриваются как группы, требующие социальной поддержки.

Динамика общественного мнения свидетельствует об улучшении образа этих людей в глазах большинства и смягчении социальной дистанции. Так, в 1989 году позицию «оказывать помощь» в отношении «людей с ВИЧ/СПИД» выбирали 53%, в 2020 г. — 79%; к «бездомным» отмечается двукратный рост — с 42% до 88%.

Люди с тяжелыми психическими расстройствами у 2/3 вызывают желание помочь. Но 1/3 опрошенных считают, что таких надо «изолировать от общества». То есть как боялось и ничего не хотело знать большинство советских людей о разного рода психиатрических болезнях и расстройствах, так и продолжают бояться и не понимать.

Лишь 53% опрошенных выбрали мнение «оказывать помощь» наркоманам. К людям с алкогольной зависимостью реакция «мягче».

В целом отношение почти ко всем категориям граждан (из предложенных для выбора), чье поведение может восприниматься как «девиантное», «нежелательное», улучшилось с момента предыдущего опроса в 2015 году, за исключением «членов религиозных сект», отношение к которым, напротив, ухудшилось.

Кстати, насчет евреев и цыган… В этом опросе этих данных нет, но отношение к национальностям «Левада» выясняла в 2019 году. Вот кого больше всего не любят некоторые россияне…

Данные «Левада-центра».

Чтобы был понятен масштаб… Евреев не пускали бы в Россию или пускали бы временно почти 25% опрошенных.

А теперь цифры, которые еще раз демонстрируют, насколько много людей в стране придерживаются в общем-то фашистских взглядов. В той части человеконенавистнической идеологии, которая касалась отношения к "не таким" людям. В нацистской Германии это были гомосексуалисты, цыгане, евреи, коммунисты, в России 2020-х — лесбиянки, больные ВИЧ и душевнобольные.

В общей сумме 16% опрошенных говорят, что нужно ликвидировать или изолировать от общества больных ВИЧ/СПИД. Ликвидировать феминисток призывают 9%, а 18% хотят, чтобы их «изолировали». В сумме это уже близко к трети населения. А еще 13% думают, что им надо «оказать помощь», типа как бездомным или попрошайкам. Хотелось бы, конечно, увидеть, как оказывают помощь феминисткам. Как это вообще выглядит?

Геев и лесбиянок изолировать и ликвидировать считают необходимым 50% граждан. Это, наверное, меньше, чем в Германии 30-х годов прошлого века, но и не так далеко.

Данные «Левада-центра».

«Членам религиозных сект» (а это тоже размытое понятие) 61% россиян пожелали ликвидации и изоляции от общества.

Интересно и отношение к «экстремистам и радикалам», при том, что опять нет четкого критерия приписки людей к этой группе. Например, власть, судя по практике приговоров по «экстремистским» статьям, относит к таким людям недовольных нынешним режимом. Так называемых «экстремистских» статей в российском Уголовном кодексе несколько. Кроме 282-й статьи (возбуждение ненависти и вражды), это статья 354.1 (реабилитация нацизма), 148-я статья (оскорбление чувств верующих), появившаяся после панк-молебна Pussy Riot в 2012 году, и самая новая — 280.1 (призывы к сепаратизму), которая вступила в силу в мае 2014-го после вхождения Крыма в состав России.

Всё это наказания за мысли и слова. Действия преследуются по другим статьям. Еще совсем недавно государство находило нарушения закона в фотографиях, фотоколлажах, картинках с мемами и даже лайках к постам.

44% россиян хотели бы нарушителей этих законов ликвидировать, а еще 37% изолировать от общества. В сумме это почти 80%!

С таким «человеческим материалом» поработал бы любой самый лютый диктатор. В смысле, непонятно, как в России до сих пор еще нет режима наподобие северокорейского. Если общую нетерпимость советских людей еще можно было объяснить изолированностью общества, давлением тотальной пропаганды и отсутствием свободы распространения информации, то постсоветский человек выбирает себе социальные установки почти самостоятельно.

Эти показатели почему-то некоторых крайне удивили. Люди как будто проснулись не в своей стране.