Posted 28 июля 2020,, 15:33

Published 28 июля 2020,, 15:33

Modified 1 февраля, 02:08

Updated 1 февраля, 02:08

«101-й способ отъема денег у населения»: соцсети обсуждают новость о конфискации «неподтвержденных» доходов россиян

28 июля 2020, 15:33
Пользователи убеждены, что новые поправки в Бюджетный кодекс ударят именно по простым гражданам.
Деньги, законность получения которых невозможно доказать, будут конфисковывать и перечислять в Пенсионный фонд РФ. Сегодня о готовящихся поправках в Гражданский и Бюджетный кодексы страны сообщило издание «Известия».
Как отмечается, речь идет о поправках в ст. 46 и 146 Бюджетного кодекса РФ в части уточнения перечня доходов бюджета Пенсионного фонда, в частности о том, чтобы в ПФР перечислялись средства, в отношении которых нет доказательств законности их получения.
Новые нормы могут вступить в силу уже в конце этого года.
Сегодня, напоминает издание, такая практика действует с имуществом, приобретенным на неподтвержденные доходы. В 2020 году ПФР впервые получил 21,4 млрд рублей за конфискованную у чиновников недвижимость. Впрочем, добавляют «Известия», эта мера касается не только госслужащих — в прошлом году Конституционный суд подтвердил, что она грозит любому, кто не смог доказать законность приобретения.
В самом Минфине пояснили, что указанные поправки в закон о перечислении незаконно полученных денег в Пенсионный фонд нужны для синхронизации с нормами Гражданского кодекса. Например, сообщил представитель ведомства РИА «Новости», в Бюджетный кодекс хотят внести уточнения, что конфисковать в пользу ПФР могут не только имущество, но и деньги, если не удалось доказать законность их получения. «По сути — это техническая правка», — добавили в министерстве.
В соцсетях, однако, убеждены, что новые поправки ударят именно по простым гражданам.

Скриншот

Скриншот

Скриншот

Скриншот

Эксперты относительно этого вопроса держатся разных позиций. Так, некоторые юристы считают, что беспокоиться относительно таких нововведений гражданам не стоит.
«С точки зрения законодательства у государственных органов нет обязанности вообще доказывать сам факт коррупционного происхождения. Предполагается, что, если чиновник не может обосновать, откуда у него взялось это имущество, то презюмируется как фикция, что оно получено уже незаконным путем. Уже сейчас в принципе можно конфисковывать конкретные денежные средства, если чиновник не может обосновать, откуда он их взял, потому что под имуществом, согласно тому же гражданскому законодательству, понимаются и денежные средства. По поводу распространения этой практики на простых граждан, в зарубежных юрисдикциях есть подобные ситуации, когда установлена ответственность для людей, которые не могут обосновать, откуда у них взялись такие большие денежные суммы при конкретном доходе. У нас сейчас нет такой ответственности именно в плане конфискации, и вряд ли это будет возможно с учетом имеющихся позиций Конституционного суда. И на простых граждан это точно не будет распространяться», — заявил «Коммерсанту» партнер адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры» Руслан Долотов.
В свою очередь, экономист Павел Усанов пояснил «Росбалту», что выгоды государству такая инициатива это не принесет, так как придется нести огромные издержки, связанные с процессом доказательства законности средств.
«Это безумная мера. Если государству не хватает денег, дешевле увеличить налоговую нагрузку, что оно в принципе уже начало делать, переходя к прогрессивной шкале налогообложения. Чиновники будут нести огромные издержки, связанные с процессом, ведь попытки обосновать, как именно ты получил определенную сумму денег, означают большой документооборот, большое количество контролирующих структур, увеличение бюрократического аппарата», — объяснил экономист. По его словам, если такая мера будет введена, в России появится теневой рынок, напоминающий структуры, которые сегодня позволяют командировочным отчитаться о своей поездке перед работодателем.
Организации будут помогать людям доказывать, что они получили доход легальным способом, «отмывать» деньги, пусть даже они и не были заработаны преступным путем. Экономист уверен, что в бюджет денег больше не поступит. Экономист усомнился, что эта мера связана с «экстраординарными проблемами» с Пенсионным фондом.
«Это просто очередная идея, как что-то отнять у людей», — добавил Усанов.