Posted 6 октября 2020,, 18:07

Published 6 октября 2020,, 18:07

Modified 1 февраля, 02:42

Updated 1 февраля, 02:42

Instagram исполняется 10 лет: как за такой короткий срок одно приложение изменило жизнь вокруг нас

6 октября 2020, 18:07
Вы вообще можете не знать, что это такое, но вот 10 доказательств тезиса, вынесенного в заголовок.

Instagram, как правильно написано в Википедии — приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей.

Приложение, которое в дальнейшем колонизировало большую часть пространства социальных сетей и стало настолько популярным, что изменило мир вокруг нас: дизайн музеев и кафе, расположение блюд на тарелках, места, куда ходят люди, а главное — дизайн жизни людей, появилось в App Store без лишнего шума 10 лет назад, 6 октября 2010 года.

За несколько часов его скачали десять тысяч человек. Десять миллионов сделали это в следующем году. Сейчас у него миллиард пользователей. Причем приложение не было доступно на Android (наиболее популярной операционной системе для смартфонов в мире) до 2012 года.

Фактически Instagram за 10 лет — срок меньший, чем мгновение для истории, изменил мир. Владельцы ресторанов рисуют крылья на стенах, чтобы люди могли отправить от них фотку в приложение. Появился целый Instagram-туризм. Теперь существуют пейзажи, места или даже люди, меняющиеся так, чтобы их можно было разместить в Instagram.

Есть явный, поразительный факт, что 10 лет назад Instagram не было. Не было инста-знаменитостей. Никаких хэштегов. Никто бы тогда не понял выражения «запилить селфи». Вообще мир был другим.

И вот десяток доказательств того, что за 10 лет Instagram его изменил.

1. Первое фото или как все изменилось

Это первая из более чем 50 миллиардов загруженных фотографий, опубликованная соучредителем компании Майком Кригером из офиса в Сан-Франциско. С тех пор помеялось все, пожалуй, кроме пейзажа за этим окном. Плохие (а это очень плохое фото), но честные фото сменились одинаковыми «красивостями», а самих учредителей компании оттуда выжили.

И это почти хрестоматийная история о том, как оригинальное начинание под гнетом популярности стало просто еще одним продуктом «для всех», потеряв на этом пути свою изначальную натуральность и свежесть.

2. Шаблонный дилетантизм

Instagram сделан не для профессиональных фотографов, это «аппка» для всех. При этом «все» хотят, чтобы их фотографии выглядели качественными, хотя бы отдаленно похожими на профессиональные. Чтобы было красивЕе, чем у других. Поэтому пользователи часто используют проверенные шаблоны, визуальные клише.

Проще говоря, к 2020 году примерно миллиард землян постят примерно одинаковые картинки. От первых сырых, криво снятых, но правдивых фотоотчетов о своей жизни нормальных людей платформа перешла к идеальным, отполированным штампам Insta-блогеров. При этом они умудряются «заштамповать» не только изображения, но и подписи к ним.

На Западе недавно даже родился тренд на «неинстаграм снимки» в Instagram. Особенно они стали популярны в период пандемии коронавируса, но все-таки это маргинальное течение. Сотни миллионы людей теперь даже не представляют, что можно снимать как-то иначе, чем это делает большинство в Instagram.

3. Пользователи — продавцы и товар

Скриншот Instagram @xenia_sobchak, где Ксения рекламирует «воду, насыщенную водородом».

Когда Facebook приобрел Instagram в 2012 году, это относительно новое приложение с миллионами пользователей не имело бизнес-модели, проще говоря, ничего не зарабатывало. Реклама не продавалась. Отдельные блогеры зарабатывали, но само приложение — нет.

За последние восемь лет это изменилось. Независимость Instagram от Facebook была постепенно сведена на нет, до такой степени, что основатели, Кевин Систром и Майк Кригер, ушли в отставку в 2018 году в знак протеста.

Теперь Instagram не только производит терабайты одинакового визуального мусора, он еще и превратился в большой онлайн-шоп. Люди там продают товары, услуги, а большинство просто самого себя, чтобы потом начать продавать товары и услуги. И все это имеет отношение к рекламе, рыночной экономике и маркетингу, но крайне далеко от реальности и визуализации повседневной жизни.

4. Фото еды

А эта история о том, как тренд в соцсети изменил целую индустрию.

Именно в Instagram начали массово постить фото еды. Первое время казалось, что буквально все едят только для того, чтобы это сфотографировать.

Затем рестораторы начали переделывать интерьер так, чтобы он хорошо смотрелся в Instagram и даже создавать уголки для селфи. Более того, затем они взялись оформлять блюда так, чтобы они хорошо смотрелись на фото.

Целая индустрия с тысячелетней историей начала меняться только из-за одного приложения для смартфона.

5. Слова

Январь 2019 года: @world_record_egg побила рекорд Кайли Дженнер, опубликовав фотографию яйца. С 54,8 миллионами лайков это самая популярная фотография в Instagram на сегодняшний день.

Instagram изменил даже наш язык. Например, из-за него стало чаще использоваться слово «селфи», обозначающее фото самого себя. В 2013 году это слово стало «словом года» по версии Оксфордского словаря английского языка.

Кроме «селфи», в речь плотно вошло такое слово, как «хэштег». Интересно, что первым инста-тэгом был как раз #Selfie.

В сентябре 2018 года в словаре Merriam-Webster официально появились глагол «Instagram» («инстаграмить») и прилагательное «Instagrammable» (приемлемый для Instagram, инстаграбельный).

6. Селфи

Первое селфи из космоса было сделано в 2014 году астронавтом Стивеном Свонсоном.

Немногие вспомнят, но всего десять лет назад никто не фотографировал сам себя. У людей вообще не было такой привычки.

А теперь существует даже понятие, как «внешность для селфи», даже шире — «Instagram-внешность», как правило, женская. И в реальной жизни девушки выглядят теперь одинаково. В 2018 году, по данным Американской ассоциации пластических хирургов, пишет The New Yorker, американцы потратили $16,5 млрд на операции и уколы красоты, 92% клиентов — женщины. И подавляющее большинство из них — девушки, желающие соответствовать бьюти-стандартам из Instagram.

Да ладно внешность! Появился даже новый вид смертности — ежегодно сотни туристов, или просто людей, в мире погибают, пытаясь сфотографировать себя во всяких опасных местах.

7. Фото из спортивного зала

Люди теперь делают не только Instagram-лицо, но и Instagram-тело. Некоторые обращаются к пластическим хирургам, но большинство идут в фитнес-клуб. Для того чтобы выглядеть презентабельно в Instagram, молодые люди круглый год строят визуально привлекательное тело. Неудивительно, что вслед за селфи появился новый тренд — фото из качалки и тренажерного зала.

8. Instagram позвал в дорогу

Все теперь куда-то путешествуют. Зачем? В том числе и ради фотографий.

В Норвегии есть красивое место — Язык Тролля. В 2009 году (до Instagram) это место посетили 500 человек, в 2014 году — 40 тысяч. Как сообщает ТАСС, в 2015 году власти маленького города у озера Ванака в Новой Зеландии стали приглашать к себе инфлюэнсеров. Вскоре туризм в стране вырос на 14%.

Теперь в туристических столицах и местах мира есть специальные экскурсии и маршруты по «селфи-местам». Экскурсоводы по всему миру показывают места, где получатся лучшие фото. Instagram мотивировал нас жить так, чтобы было что выложить на свою страницу.

9. Идеал инстаграмера — инфлюенсеры — порождение «любви» эксгибиционизма и вуайеризма

В 2015 году Эссена О’Нил, 18-летняя девушка — австралийский инфлюенсер (влиятельная личность в соцсети, модель поведения, жизни и прочего), у которой было около 800 тысяч подписчиков в соцсетях, удалила почти все 2000 своих фотографий из Instagram.

При этом она заявила, что они «не служат никакой другой цели, кроме саморекламы». Она разместила на YouTube видео, объясняющее, как реальность жизни, проведенной за бесконечными фотографиями с «втянутым животом, стратегической позой, выпуклыми сиськами», «поглотила» ее жаждой «лайков» в социальных сетях.

В аккунте Эссены О’Нил теперь всего 2 фотографии.

«Я просто хочу, чтобы молодые девушки знали, что это не настоящая жизнь, не крутая и не вдохновляющая. Это наигранное совершенство для того, чтобы привлечь внимание».

Как пишет издание The Guardian, в отчете Королевского общества общественного здравоохранения за 2017 год было опрошено 1500 молодых людей в Великобритании с просьбой сообщить, как платформы социальных сетей повлияли на их психическое здоровье и благополучие, и обнаружил, что Instagram был признан наиболее негативным.

Да, конечно! Ничего кроме самолюбования, иллюзорности и рекламы!

Но есть и другая общеизвестная аксиома про людей — они боятся и всячески избегают реальности. Не все, но большинство и часто. Именно они предпочитают «легкий фильм, чтобы отвлечься» настоящему кино, детектив Донцовой «Войне и миру», танцевальную музыку опере или Баху и т. д. и т. п. В соцсетях, особенно Instagram, все то же самое. Это просто такая попсня про якобы жизнь из фотографий.

Октябрь 2019-го: своим первым постом, селфи с ней и другими звездами «Друзей», Дженнифер Энистон устанавливает новый рекорд, получив миллион подписчиков всего за 5 часов 16 минут.

И она всегда будет популярной. А значит обязательно коммерциализуется. Точнее, уже коммерциализовалась.

В 2020 году индустрия инфлюенсеров должна была вырасти до оборота в $9,7 млрд, если бы не COVID-19. Для сравнения: Россия продала в мире вооружений на $13 млрд в 2019 году. И эта очень значимая часть российского экспорта, а сама страна — вторая по продаже оружия и военной техники в мире.

10. Instagram — это соска для взрослых.

Февраль 2017: Американской поп-королеве Бейонсе требуется всего восемь часов, чтобы установить рекорд по количеству лайков под фото. Певица показывает, что она и ее муж Джей-Зи ждут близнецов, на экстравагантном снимке в комплекте нижнего белья и зеленой вуали в окружении цветов.

Любят Instagram не столько потому, что людям нравится смотреть на себя или других, сколько потому, что людям нравится смотреть в телефоны, а не вокруг.

Instagram, который с самого начала был разработан для мобильных устройств, стал первой платформой, понявшей, что в 21 веке наши самые важные отношения связаны с гаджетом в руках. Ни Twitter, ни Facebook, ни прочие соцсети не были ориентированы на гаджеты изначально, а Instagram был. И для новых поколений он наиболее органичен.

Существует валентинка с надписью: «Ты мой любимый человек, с которым можно сидеть и смотреть в мой телефон». И это не только забавно, это сущая правда. Теперь наивысшая степень доверия и интимности — вместе просматривать телефон.

Но это не единственный новый психологический аспект соцсети. И даже не главный. Главное: Instagram — это роман между вами и вашим телефоном. Это как соска-пустышка для взрослых.

Поначалу это была успокаивающая лента с красивыми картинками. Уютные закаты, щенки, котики и пальцы ног в песке, все такое милое и красивое, все это успокаивало, как теплый чай в кресле под пледом. И без этого успокоения многие из новых поколений уже не представляют свою жизнь.

Повышенные дозы дофамина давали такие же закаты, щеночки и пейзажи в вашей ленте, когда их кто-то лайкал. И вот вы попали в петлю поиска внимания, где наши эмоции передавались от мозга к телефону и обратно. Вскоре вы понимаете, что получать большие дозы «успокоения» можно только исполняя своего рода сценарий нашей жизни по визуальному шаблону и быть подписанным на примерно таких же, как вы. Да, они могут быть разными, но также показывают в ленте лишь своего аватара, порой лишь отдаленно напоминающего реальную личность.

И Слава Богу! Жизнь, хотим мы этого или нет, отрицаем или принимаем, довольно драматичная и грустная штука. Это просто медицинский факт. И пусть юбиляр и дальше навевает тот самый сон золотой тем, кто считает Ольгу Бузову (самый популярный инстаграмер в России) своей жизненной моделью и источником вдохновения. Ведь именно за ними будущее.