
Президент России, выступая по видеосвязи на форуме «Валдай», впервые публично прокомментировал отравление политика Алексея Навального. Путин заявил, что если бы власти хотели бы кого-то отравить, то его бы не отправили на лечение в Германию.
Он также рассказал, что лично дал поручение Генпрокуратуре РФ «проверить возможность отправки» Навального на лечение в Германию. Это, по словам президента РФ, стало следствием обращения к нему жены оппозиционера Юлии.
Слова Владимира Путина на «Валдае» — это ответ на вопрос некого немецкого политолога.

XVII ежегодное заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». Фото kremlin.ru
«Если бы фигурант, о котором вы говорите, действительно… Во всяком случае, если бы власти хотели бы кого-то отравить, вряд ли бы отправили его на лечение в Германию. Не так ли? Сразу же, как только жена этого гражданина обратилась ко мне, я тут же дал поручение прокуратуре проверить возможность выезда его за границу на лечение. Могли и не выпускать, потому что у него были ограничения, связанные с судебным следствием и уголовным делом», — сказал Путин.
Как известно, Юлия Навальная написала письмо Владимиру Путину 21 августа, опубликовав текст в соцсетях. Тогда прошли сутки после отравления и Алексей находился в коме в омской больнице. А еще 20 августа канцлер ФРГ Меркель и президент Франции Макрон на совместной пресс-конференции заявили о готовности их стран предоставить Навальному медицинскую помощь.
21 августа президент Финляндии Ниинистё, по согласованию с канцлером ФРГ, в телефонном разговоре спросил у Владимира Путина, можно ли привезти Навального на лечение в Германию, на что Путин ответил, что для этого нет никаких политических препятствий.
Супруга оппозиционера в письме попросила «разрешить транспортировку» мужа в Германию, объяснив, что он нуждается в «квалифицированной врачебной помощи».
Еще в полдень по местному времени в день публикации этого письма (9:09 мск) в Омск из Германии прибыл реанимационный самолет Bombardier Challenger 604.
По словам заместителя главного врача больницы Анатолия Калиниченко, бригада германских врачей пришла к выводу, что Навального можно было немедленно перевезти в Германию, однако консилиум российских врачей счел состояние Навального «нестабильным» и «нетранспортабельным» и отказал в разрешении на транспортировку.
Как сообщали свидетели, отказ омских врачей в перевозке он связал с появлением в больнице «людей в серых костюмах, которые заняли кабинет главврача».
Это фотография из кабинета главврача омской больницы. В нем сидят три человека в костюмах и масках, то ли из фсб, то ли из ск. Не представляются. Разговаривают с удовольствием на отвлеченные темы, на вопросы об Алексее не отвевают. Врача в кабинете нет pic.twitter.com/vStFtktObl
— Кира Ярмыш (@Kira_Yarmysh) August 21, 2020
В этот же день Евросоюз призвал Россию разрешить безопасную и быструю транспортировку Навального за границу. Коллеги и родственники Навального обратились в Европейский суд по правам человека с просьбой запретить российским властям препятствовать транспортировке. ЕСПЧ в тот же день приступил к рассмотрению заявления о срочных мерах по перевозке Навального в Германию.
Жена Навального Юлия заявила, что не доверяет врачам больницы. По ее мнению, врачи удерживают ее мужа в клинике и не дают разрешения на его транспортировку на лечение в Европу, «чтобы то химическое вещество, которое находится в организме Алексея, исчезло».
— Alexey Navalny (@navalny) August 21, 2020
Вечером 21 августа, то есть в тот же день, когда главврач Мураховский заявил о нетранспортабельности, замглавврача Калиниченко сообщил, что состояние Навального удалось стабилизировать и консилиум дал согласие на его перевозку в Германию.
Медицинский джет, на котором Навального должны эвакуировать из Омска, уже больше 17 часов просто стоит в аэропорту. Если бы никто не противодействовал, то Алексей уже давно был бы в немецкой клинике pic.twitter.com/rTqEv85y7i
— Георгий Албуров (@alburov) August 21, 2020
Агентство Reuters сообщало со ссылкой на анонимного врача из омской больницы, что разрешение на перевозку Навального в Германию было дано Администрацией президента: «Мы сидели в кабинете, когда раздался звонок из Кремля, и они сказали отпустить пациента… Все с облегчением выдохнули».
Вся эта история не очень похожа на жест доброй воли после письма «жены гражданина», как об этом говорит Путин. Скорее, это напоминает действия под давлением стран ЕС, но с затягиванием времени. В той ситуации не отпустить Навального означало бы признать сам факт его отравления, поэтому его отпустили, но только после того как продержали почти двое суток в Омске.
Президент России для аудитории форума «Валдай» также объяснил, почему в России до сих пор не возбуждено уголовное дело по факту отравления оппозиционного политика.
Он напомнил, что, по версии правительства Германии (на самом деле исходя из трех независимых экспертиз в трех странах), Навального отравили «Новичком». Российские власти, по словам Путина, попросили предоставить биологические материалы и официальное заключение.
«Чтобы у нас появились официальные и юридикоформальные основания для возбуждения уголовного дела. Ну чего здесь такого мы попросили? …В разговоре с одним европейских лидеров я предложил, чтобы наши специалисты приехали в Германию вместе с французскими, шведскими, немецкими, поработали бы на месте, получили бы какие-то материалы. И эти материалы мы могли бы положить в основу возбуждения уголовного дела. И если это действительно криминальное событие — расследовать это. Но ничего же не дают. Как вы объясните, почему? Объяснения нет», — констатировал глава государства.
Видео: Путин впервые высказался об отравлении Навального
В соцсетях после того, как слова Владимира Путина процитировали информагентства, началась бурная полемика, с большим скоплением кремлеботов, в которой выяснилось, что теперь все окончательно запутались.


А если бы в России хотели распилить бабки, то организовали бы международную пилораму?!:)
— Юрий Осипов (@yura_Osip) October 22, 2020
Ждем через месяц сенсации, что Путин персонально лечил Навального в Берлине pic.twitter.com/bADj0ZyEky
— Усы Пескова (@Sandy_mustache) October 22, 2020







Владимир "Спаситель фигуранта и гражданина о котором вы говорите" Путин )
— Анатолий Коробков (@razbudili) October 22, 2020
