Posted 17 января 2022,, 23:29

Published 17 января 2022,, 23:29

Modified 1 февраля, 16:59

Updated 1 февраля, 16:59

«Кремль между спасением нации и сохранением власти, как обычно, выбрал второе»: соцсети об отмене закона о QR-кодах

17 января 2022, 23:29
По одной из версий, российское руководство после событий в Казахстане испугалось восстания «глубинного народа».

Госдума поддержала снятие с рассмотрения законопроекта о введении сертификатов с QR-кодами о вакцинации. Предполагалось, что граждане будут предъявлять QR-коды в общественных местах, а также в поездах и самолетах. Сначала отказались от идеи проверок на транспорте. А теперь и вообще от всех мер с QR-кодами.

Напомним, что QR-код — это электронная справка о полученной прививке от COVID-19. Ограничить невакцинированных — значит дать людям еще один стимул для вакцинации, а также, что важнее, защитить думающих о своем здоровье и здоровье окружающих от думающих только о себе. Предполагается, что для получения коллективного иммунитета в стране должно быть минимум 80% привитых (а лучше 95%), чтобы остановить эпидемию и вернуться к доковидной обычной жизни.

Сейчас в России получили прививку всего 47% населения. Сколько среди них людей с купленными сертификатами или «нарисованными» в регионах для отчетности — неизвестно, но даже эти официальные цифры показывают, что вакцинированных мало. Плюс многим из них уже пора ревакцинироваться. В общем, власти при поддержке части населения провалили кампанию вакцинации и введения ограничений с помощью QR-кодов, а это могло хотя бы частично решить проблему.

Например, в Европе делают почти то же самое. Да, в разных странах по-разному, но ограничения для непривитых и льготы привитым — общая тенденция. При этом в некоторых странах непривитым еще и назначают большие штрафы, а компании увольняют их с работы. Это помимо обычных ограничений.

Казалось бы, проблемы с вакцинацией и протесты против QR-кодов возникают из-за малообразованных людей с архаичным сознанием, которых в России критически много. Это не субъективное наблюдение, а констатация факта. Доказательство очень простое. 79,5% семей в России испытывают трудности с приобретением самого необходимого, а 14,6% сталкиваются с «большими затруднениями». Более половины семей (53%) не могут позволить себе неожиданные траты, например ремонт или срочные медицинские услуги. 21,1% семей не могут позволить себе есть фрукты в любое время года. И это в стране с рыночной экономикой (США и Евросоюз присвоили российской экономике статус рыночной 1 апреля 2002 года) и баснословным количеством природных ресурсов! Чем это можно объяснить, кроме проблем с ценностями у довольно большого числа граждан? Власть плохая? Допустим. Но как правило власть — это производная от доминирующих установок и картины мира большинства жителей страны.

Антипрививочники в России — и это отмечают многие — по сути как раз сторонники нынешней власти. Да, не все, не во всем, а некоторые и вовсе нет, но в целом у них общие ценностные установки. Например, вера во всякую ересь, отрицание прогресса и науки как блага, а главное — боязнь перемен и неумение к ним приспосабливаться. Они просто предпочитают отрицать реальность, даже если она их убивает. А взамен придумывают свою — точнее, за них это делает телевизор.

Они не хотят и боятся всего нового, свежего, неизвестного. Если утрировать, они мечтают, чтобы Пугачева, Лещенко и Аллегрова пели в «Новогодних огоньках» вечно, ну в крайнем случае до 2040 года. Они просто не хотят верить в то, что какой-то там коронавирус (интернет, смартфоны, новая этика, феминизм, уважение к меньшинствам, кофе на вынос, электроавтомобили, запрет на сжигаемое топливо, глобальное потепление, Золушка-негр, отсутствие царей и мирового правительства — в общем, вот это вот все) может изменить мир навсегда. Ладно мир, главное — уклад их жизни.

Они не умеют жить по-другому, а потому не хотят. И это характерно не только для России. Победа Трампа и его почти 46% на последних выборах — из этой же серии.

Но в России, к сожалению, у антипрививочников есть и почти неубиваемый аргумент: людей прививают вакцинами, официально не признанными ни ВОЗ, ни в одной развитой стране мира. ВОЗ, помимо европейских и американских, одобрила китайские и индийские вакцины, а российские до сих пор нет. То есть нет никаких независимых гарантий, что они так же безопасны, как зарубежные.

При этом российские власти проверенные вакцины в страну легально фактически не пускают. Какие-то сложные и дорогие способы привиться ими есть, но вот выбрать между «Спутником» и, к примеру, «Модерной», в районной поликлинике невозможно.

И это в стране, которая претендует на мировой рекорд по смертности от ковида. Да, в США тоже высокая смертность. Но, во-первых, американцы в целом тоже весьма консервативны (смотри выше про поддержку Трампа). Во-вторых, их в 2,5 раза больше и они очень неоднородны. А в-третьих, это особенность страны: если пожилых людей в обществе много, то и летальных исходов будет больше. 40% всех потерь от ковида в Америке (похожая ситуация в Канаде, Швеции, Великобритании и во многих других развитых странах) — это смерти пожилых в пансионатах для стариков или, как их у нас называют, «домах престарелых». Были случаи, когда выкашивало большинство клиентов таких заведений плюс персонал и родственников.

В России же население более молодое. При этом независимые эксперты насчитали миллион избыточных смертей с начала пандемии. То есть в стране с марта 2020 года умерло на миллион человек больше, чем если бы смертность была на уровне «допандемийных» лет. Вообще-то, это — национальная катастрофа. Но о ней не говорят по телевизору, а если бы и говорили, то большинство зрителей сразу бы переключились на шоу «Голос» (кстати, такое поведение также объясняется бедностью населения «богатой» страны).

Но в правительстве-то все цифры известны. Про состояние системы здравоохранения там тоже в курсе. Более того, 12 января даже Владимир Путин заявил, что Россия находится в очень сложной ситуации в связи с ожидаемым массовым распространением ного штамма коронавируса. Как говорят эксперты, «омикрон» точно накроет Россию сильнее всех предыдущих волн, а некоторые утверждают, что это будет цунами. Особенно если следить за цифрами заражения в Европе (обычно в Россию болезнь приходится с задержкой недели в две).

И вот власти кладут под сукно закон, который хотя бы частично (по их же логике) мог помочь медикам и прочим специалистам справиться не только с текущей ситуацией, но и с грядущей — более опасной. Сначала правительство РФ отложило рассмотрение этого документа. Как объяснила вице-премьер Татьяна Голикова, причиной такого шага стала «высокая неопределенность развития эпидемиологической ситуации». Затем Владимир Путин поручил правительству до 30 января доработать закон о QR-кодах с учетом «обеспечения неукоснительного соблюдения прав граждан».

Почему так произошло?

Ответ — Казахстан. Они опять испугались даже потенциальной угрозы массовых протестов. Это, кстати, классический тест на отличие временщиков во власти от настоящих государственных деятелей и политиков. Первые всегда предпочтут сохранение собственных постов принятию ответственного, пусть непопулярного или трудного, но необходимого для блага страны и его граждан решения.

Еще раз: речь не о конкретном законе. Понятно, что в России (как и во всем мире) люди не обрадуются введению QR-кодов, а у нас еще и технология исполнения «на местах» будет порой такая, что хоть криком кричи. Но замените закон о QR-кодах на какую-нибудь другую нужную и потенциально непопулярную меру — будет то же самое…

К примеру, ЖКХ в стране сжирает гигантские деньги, но остаетя крайне неэффективным. Решить проблему, как показывает практика, можно только приватизацией жилого фонда. В Эстонии, с примерно такими же домами, это смогли сделать. Но у нас будет столько крика и всякой дикости, что власти туда даже соваться боятся. Или реформа полиции. Россия чуть ли не на первом месте в мире по числу силовиков, при этом преступность высокая, по убийствам — 1 место в Европе, вызвать полицейских — частая проблема. Чем они там все заняты? И куда уходит вся эта прорва денег налогоплательщиков? Силовые структуры надо было реформировать еще в 1990-х, но теперь они — опора режима, и им только зарплаты повышают. А уж про «слезание» экономики с нефтяной иглы было написано еще в программе Германа Грефа в 2001 году. Сейчас уже 2022-й, но ничего не изменилось. Просто властям другие крупные бизнесы не нужны — их же все контролировать надо, а то еще оппозицию начнут финансировать…

В общем, не любят «они» работать, особенно если это может хотя бы в теории навредить им самим. Правда, справедливости ради стоит отметить, что закон окончательно не похоронили, но решили не принимать его именно сейчас.

Версии, почему это было сделано, эксперты из соцсетей обсуждали сегодня довольно активно.