Posted 27 июня 2022,, 16:24

Published 27 июня 2022,, 16:24

Modified 1 февраля, 18:41

Updated 1 февраля, 18:41

Жизнь до 200 лет — это нормально. Уже читатели этого текста могут дожить до 150 лет

27 июня 2022, 16:24
Например, лекарства, удаляющие клетки-«зомби», отвечающие за процесс старения, могут появиться уже через 10 лет.

Идея прожить сотни лет когда-то считалась несбыточной мечтой. Но ученые, находящиеся на переднем крае исследований в области борьбы со старением, считают, что они находятся на пороге разработки лекарства, которое даст возможность людям жить до 200 и более лет.

Достижения медицины в прошлом веке привели к тому, что люди в богатых странах уже живут в среднем до 80 лет (в России до 70, примерно вторая сотня из 180 стран по продолжительности жизни в мире, но в начале ХХ века в Российской империи люди жили в среднем примерно до 32 лет), что почти вдвое превышает среднюю продолжительность жизни в начале ХХ века. Всего за век человек, родившийся в развитых странах, увеличил продолжительность своей жизни вдвое. Так почему нельзя сделать это еще раз?

Улучшенное питание, чистая вода, лучшие санитарные условия и огромный скачок в медицине сыграли ключевую роль в продлении жизни человека. Самый старый из известных людей — француженка Жанна Кальман, в конце 1800-х годов продававшая холсты Винсенту Ван Гогу, когда была еще девочкой, — умерла сравнительно недавно: в 1997 году, дожив до 122 лет.

Геронтологи до сих пор спорят, могут ли люди от природы жить намного дольше этого возраста, и есть надежда, что наука позволит увеличить продолжительность жизни человека сверх того, что сейчас считается возможным.

Доктор Эндрю Стил, британский специалист по вычислительной биологии и автор новой книги о долголетии «Ageless: The New Science of Getting Older Without Getting Older» («Без возраста: Новая наука стареть, не старея»), сказал MailOnline, что нет никаких биологических причин, ограничивающих жизнь человека до 200 лет.

Клетки-«зомби»

Стил считает, что большой прорыв произойдет после выпуска лекарств, удаляющих клетки-«зомби» в организме, которые считаются одними из главных виновников возрастных разрушений тканей и органов. Таблетки, вымывающие эти клетки из организма, уже проходят испытания на людях и могут появиться на рынке уже через 10 лет, и, по словам доктора Стила, кто-то из читающих этот текст, может дожить до 150 лет с помощью таких препаратов.

Молодые люди со здоровой иммунной системой лучше очищают организм от поврежденных клеток, но с возрастом они удаляются не так эффективно и накапливаются, создавая проблемы.

Доктор Стил говорит, что если поместить человеческую клетку в чашку Петри, она будет делиться около 50 раз, прежде чем остановиться, в то время как у галапагосской черепахи, которая может прожить до 120 лет, клетки делятся более 100 раз.

Изучение этих видов долгоживущих рептилий может помочь исследователям лучше понять, как стареют человеческие клетки.

С 1960-х годов ученые знали, что по мере старения мы накапливаем все большее количество этих клеток, но было неясно, являются ли они просто продуктом старения или вызывают его.

Прорыв произошел в 2016 году, когда ученые обнаружили, что удаление этих клеток у мышей, обычно имеющих короткую продолжительность жизни и страдающих от целого ряда возрастных заболеваний, путем введения им синтетического препарата AP20187 продлевает их жизнь на 35%. Это позволяет предположить, что за старением стоит сенесценция.

С тех пор был проведен ряд исследований, подтверждающих важность таких клеток в процессе старения.

В 2019 году работа, опубликованная в журнале Aging Cell, показала, что старые мыши, предварительно обработанные Навитоклаксом (экспериментальным противораковым препаратом, убивающим сенесцентные клетки), восстанавливались после вызванного сердечного приступа с той же скоростью, что и молодые мыши, и это открывает перспективы нового вида лечения для людей с сердечными заболеваниями.

Другое исследование, опубликованное в журнале EMBO, показало, что удаление сенильных клеток из сердца мышей также уменьшает симптомы старения, такие как увеличение и утолщение стенок сердечной мышцы.

В настоящее время сенолитические препараты проходят испытания на безопасность на людях и уже привлекли инвестиции нескольких миллиардеров, включая основателя Amazon Джеффа Безоса и соучредителя PayPal Питера Тиля.

Доктор Стил сказал: «Ученые вводили эти препараты мышам, и они, по сути, биологически помолодели: они живут дольше, меньше болеют раком и сердечными заболеваниями, менее хрупкие — они могут бегать дальше и быстрее на крошечных беговых дорожках размером с мышь, используемых в этих экспериментах, и, честно говоря, они просто прекрасно выглядят, с более пухлой кожей и густым мехом. Борьба с признаками старения может повлиять на весь процесс старения: от риска заболеваний до косметических процедур, и сделать это профилактически — это святой Грааль антивозрастной медицины».

Компания Unity Biotechnology в 2019 году провела первое испытание на людях одного из таких препаратов, направленного на борьбу с умеренным и тяжелым остеоартритом колена.

В ходе первой фазы исследования 78 пациентов были разделены на две группы: одной давали пустышку, а другой вводили в колено препарат под кодовым названием UBX0101, который взаимодействует с двумя белками в организме, что приводит к уничтожению стареющих клеток.

Исследование прошло успешно, препарат UBX0101 «хорошо переносился» пациентами, у которых после одной инъекции наблюдалось «улучшение нескольких клинических показателей, включая боль и функцию».

Однако в 2020 году компания потерпела неудачу, результаты более крупного испытания фазы 2 не выявили статистически значимой разницы между UBX0101 и группой плацебо. Теперь фирма проводит испытания нового препарата под названием UBX1325, который был разработан для борьбы с возрастной слепотой, на 46 взрослых.

Доктор Стил сказал, что достаточно одного успешного испытания, чтобы совершить прорыв в области борьбы со старением.

«Нам может не повезти, и ничего из этого не сработает, но если это произойдет, каждая разработка даст нам больше времени для создания следующей, и первым 150-летним человеком может стать тот, кто читает это», — сказал он MailOnline.

Животные

Еще одна область, вызывающая особый интерес ученых, занимающихся вопросами борьбы со старением, — это изучение ДНК рептилий и других холоднокровных животных, живущих сравнительно долго. Специалисты Мичиганского государственного университета начали изучать десятки различных видов долгоживущих рептилий и амфибий, включая крокодилов, саламандр и черепах, способных жить до 120 лет. Команда надеется, что они обнаружат «общие черты» долгожития, которые можно «привить» человеку.

Соленоводные крокодилы обычно живут до 70 лет в дикой природе, но в неволе могут дожить до 100 лет.

Некоторые эксперты считают, что искоренение главных убийц современных людей — рака, слабоумия и сердечных заболеваний — также может стать ключом к долголетию.

Упомянутый доктор Стил говорит: «Не думаю, что существует какой-то абсолютный предел того, сколько мы можем прожить. Каждые несколько лет появляются исследования, в которых предлагается некий фундаментальный предел продолжительности жизни человека, но в них всегда не хватает одной важной детали: мы никогда раньше не пытались лечить процесс старения. Я не вижу физических или биологических причин, по которым люди не могли бы жить до 200 лет — проблема в том, сможем ли мы развить науку, чтобы сделать это возможным».

Другие эксперты считают, что люди могли бы жить до 150 лет естественным образом, если бы не хронические заболевания, включая доктора Петра Федичева, российского молекулярного физика, который руководит российско-сингапурской биомедицинской компанией Gero. Там изучали генетические данные 500 тыс. британцев, стремясь «взломать старение», как они это называют.

Исследователи Gero использовали прибор под названием DOSI (динамический индикатор состояния организма), который учитывает возраст, болезни и факторы образа жизни, чтобы определить, насколько организм устойчив, включая его способность восстанавливаться после травм или болезней.

Используя математические модели, ученые рассчитали, что максимальный возраст, после которого организм — если его не изменять с помощью лекарств или генной терапии — может восстановиться, составляет от 120 до 150 лет. Полученные результаты были представлены в исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications в прошлом году.

Но доктор Федичев предупредил, что продление жизни без улучшения ее качества будет бессмысленным, так как старики будут слабыми и предрасположенными к болезням, а значит, новые лекарства будут жизненно необходимы в поисках вечной молодости.

«Такое продление жизни приведет к увеличению продолжительности их жизни за пределы их здоровья и, следовательно, к снижению качества их жизни, — пояснил он. — Только устранение первопричин старения может помочь приблизить людей к почти не стареющим животным и увеличить нашу продуктивную продолжительность жизни на сто или более лет. Именно поэтому мы призываем переключить наше внимание с болезней на старение, с промежуточных на более радикальные решения, используя в качестве вдохновения этих медленно стареющих животных».

На прошлой неделе исследователи из Университета штата Мичиган объявили, что изучают 77 рептилий и амфибий в надежде понять, что позволяет им быть такими живучими. Но им еще предстоит определить, какие именно элементы организма этих существ отвечают за долголетие, а это значит, что до настоящего прорыва могут пройти еще годы.

Доктор Александр Жаворонков, эксперт по биотехнологиям и физик, считает, что изучение животных — особенно таких отдаленных родственников человека, как рептилии, — редко приводит к прорывам.

Он считает, что ученым лучше сосредоточить свои усилия на изучении старения у реальных людей, и, в частности, на технологиях. Чипы-имплантаты, использующие электроды в мозге для предотвращения таких заболеваний, как болезнь Паркинсона, в настоящее время проходят испытания на людях.

Больница Саутмид в Бристоле стала первой в мире, где в апреле начались испытания крошечного устройства для глубокой стимуляции мозга (DBS). Устройство работает путем подачи электрических импульсов в поврежденные участки мозга.

«Через много лет люди смогут контролировать биологию старения, а многие другие технологии не только вернут утраченные функции, но и, вероятно, расширят наши возможности — как это происходит с очками, автомобилями, мобильными телефонами, интернетом и робототехникой, — сказал доктор Жаворонков. — Передовые технологии, начиная с фармацевтических препаратов двойного назначения — лекарств, направленных на фундаментальные пути старения и связанные с возрастом заболевания и отслеживаемых с помощью биомаркеров старения, на которых сфокусирована моя команда, — и заканчивая клеточной и генной терапией, достижениями в регенеративной медицине, имплантатами и расширением функций человека с помощью искусственного интеллекта и робототехники, позволят нам значительно продлить жизнь».

По его словам, сейчас ученые все еще находятся на расстоянии нескольких лет от первого поколения разумно открытых и разработанных препаратов для долголетия. Но может пройти и не одно десятилетие.

«После десяти лет работы в биофармацевтической промышленности и после того, как я видел, как многие препараты не сработали, я могу сказать, что в краткосрочной перспективе нам нужно быть очень осторожными с заявлениями о том, что лекарства будут доступны через пять-пятнадцать лет. Но в долгосрочной перспективе — через 25-40 лет — будущее гораздо светлее, чем мы думаем», — резюмировал он.