Posted 5 августа 2022,, 15:59

Published 5 августа 2022,, 15:59

Modified 1 февраля, 19:00

Updated 1 февраля, 19:00

«Зомби-апокалипсис грядет»: реакция соцсетей на сенсационный эксперимент по оживлению органов у мертвых свиней

5 августа 2022, 15:59
В научной среде считают, что это прорыв, способный изменить медицину.

Американские ученые «оживили» органы свиньи спустя час после ее смерти. Открытие, которое исследователи называют прорывным, может спасти много человеческих жизней, так как даст врачам больше времени для пересадки органов или возвращения к жизни тех, кто утонул, задохнулся или перенес инфаркт, уверены ученые.

Объектом эксперимента, результат которого опубликован в журнале Nature, стали около сотни свиней. Ученые погрузили животных в состояние глубокого сна, а затем остановили их сердца. К слову, эксперимент прошел проверку на соответствие этическим нормам в науке — подопытные свиньи не испытывали боли и страданий перед смертью.

После того, как с момента смерти животных прошел час, их подключили к системе OrganEx. Исследователи в течение шести часов переливали им в кровь восстанавливающий коктейль из различных химических веществ. Доза анестетика для свиней была рассчитана так, чтобы он действовал на протяжении всего эксперимента. Раствор содержал кровь животных и 13 соединений, в том числе антикоагулянты. Он замедлил разложение тел и быстро восстановил некоторые функции органов — например, сокращение сердца и активность печени и почек.

Так, в сердце восстановилась электрическая активность, а некоторые клетки сердечной мышечной ткани смогли сокращаться. При этом органы не функционировали так же, как до смерти.

Более того, несмотря на то, что OrganEx помог сохранить целостность ряда мозговых тканей, исследователи не обнаружили ни скоординированной мозговой активности, ни иных признаков, что животные обрели сознание или чувствительность.

Тем не менее, один из исследователей, доктор Звонимир Врселья заявил: «То, что мертво, не так мертво, как нам раньше казалось. Мы продемонстрировали, что можем инициировать восстановление клеток на молекулярном уровне. Мы можем убедить клетки не умирать».

«Эксперимент показал, что клетки способны функционировать спустя несколько часов после того, как они должны быть мертвы. Это означает, что теоретически мы можем восстановить некоторые функции клеток в различных жизненно важных органах и после смерти человека», — добавил другой исследователь, профессор Ненад Сестан.

Чтобы это выяснить, они с соавторами изменили раствор BrainEx и исследовательский метод. «BrainEx заточен под конкретный орган, а нам нужно было найти общий знаменатель, который бы сработал и с другими тоже», — объясняет Врселя.

По его словам, в новый раствор OrganEx включили соединения, подавляющие свертываемость крови и иммунную систему, которая в других частях тела активнее, чем в мозге.

Примечательно, что после инъекции контрастного вещества для наглядности лишь свиньи из группы OrganEx начали непроизвольно дергать головой, шеей и туловищем. Убедительного объяснения этим движениям у исследователей не нашлось. Они сочли маловероятным, что импульсы зародились в мозгу, учитывая отсутствие электрической активности. Возможно, движения возникли в спинном мозге, который может управлять рядом двигательных функций независимо от головного, говорят они.

Вместе с тем авторы исследования предупреждают, что их результаты отнюдь не доказывают, что свиней после смерти удалось реанимировать, — особенно при отсутствии электрической активности в головном мозге.

Директор по исследованиям в области интенсивной терапии и реанимации в Нью-Йоркском Университете Сэм Парниа считает исследование действительно важным и уникальным. «Это позволит вернуть таких людей к жизни через много часов после смерти», — отметил он. Кроме того, эта технология позволит медикам дольше сохранять органы для трансплантации, чтобы они могли попасть к нуждающимся в них пациентам, если те находятся вдалеке от донора.

Нейроэтик из Университета Дьюка в Дареме Нита Фарахани отметила, что потенциальный прорыв несет с собой и этические вопросы, особенно если когда-нибудь этот метод сможет восстановить активность мозга после смерти.

В соцсетях научная статья также вызвала большой резонанс. Большинство комментаторов обеспокоились возможностью вероятного «зомби-апокалипсиса».

«Как будет выглядеть данная новость в исторических книгах далекого будущего? Примерно так: „Хроники забытой цивилизации.“ Том XXI. Глава 22. С чего начинался зомби-апокалипсис?» — пишет пользователь с ником Haron Prime.

Пользователь Money4nthing также отметил: «Вот с такого и начинаются фильмы про зомбаков».

«Зомби-апокалипсис грядет», — пишет STARLINK.

«ЖЫВОрожденный» вспомнил о фильме «Реаниматор», добавив, что картина, оказывается, была «пророческой».

Пользователь Dreik с восхищением добавил: «Ей-богу, как будто „Панораму“ читаю, но это круто».

Некоторые «интернет-эксперты», впрочем, поставили под сомнение результаты эксперимента.

«Я, конечно, не специалист. Но разве мозг после часа без кислорода не того? Или мозг не имеет значения?» — задается вопросом Сергей Алексеев.

«А мозг? Он начинает необратимо деградировать через пару минут после остановки сердца и дыхания», — добавил Apocalypse.

«Чушь какая то! — уверена Ann Beaker. — Клетки мозга могут выдержать только 9 минут в условиях острой гипоксии, потом наступают необратимые изменения».

Позицию предыдущего комментатора разделяет и пользователь Argentum Astrum, усомнившийся в необходимости проведения такого эксперимента вообще: «А надо ли? Овощи будут 98% гипоксия и смерть головного мозга. После минуты без кислорода начинаются необратимые последствия».

«Возможности науки небезграничны, природа в итоге все равно возьмет свое», — добавил пользователь Aleksander.

Часть комментаторов, впрочем, традиционно отшутилась.

«Список ключевых органов свиньи можно посмотреть? Те, что на холодец идут, в список входят?» — написал пользователь Japona_mama.

Частично на вопросы пользователь ответил директор Национального медицинского исследовательского центра трансплантологии и искусственных органов им. академика Шумакова Сергей Готье. В беседе с «Газетой.Ru» он заявил, что возможность возвращать к жизни органы, изъятые у человека спустя несколько часов после смерти, откроет путь к более масштабному обеспечению пациентов донорскими органами.

«Данный метод, если он найдет свое применение в практике, даст дополнительный источник донорских органов, от которых принято отказываться сейчас в связи с их бесперспективностью», — отметил он. Хотя мозг таким образом, впрочем, вернуть к жизни не удастся, уверен Готье.

«Кора мозга погибает в первые пять минут после остановки кровообращения. Дальше идет лизис — разложение клеточных структур. Мозг может сохраниться на гистохимическом уровне, но о функциональном сохранении речи не идет», — пояснил он.