Posted 3 декабря 2000,, 15:00

Published 3 декабря 2000,, 15:00

Modified 2 апреля, 15:19

Updated 2 апреля, 15:19

'Но сами мы - отныне вам не щит. Отныне в бой не вступим сами...'

3 декабря 2000, 15:00

2 декабря, под рубрикой 'Только в 'Известиях', эта газета опубликовала интервью с лидером 'Северного альянса' Ахмад Шах Масудом. Действительно, беседа, записанная в афганском городе Ходжабахаутдин с человеком, который весьма редко дает интервью, - эксклюзивная удача 'Известий'. Однако тема геополитических интересов России в этом регионе, очевидно, по стечению обстоятельств, была затронута и в газете, выходящей в свет на берегах Невы - в 'Санкт-Петербургских ведомостях'. Причем, практически, с диаметрально противоположными выводами:

О чем 'Известия' спорят с 'Санкт-Петербургскими ведомостями'?

В пространной статье 'Известий' говорится о том, что 'Война в Афганистане опять преподносит сюрпризы. С наступлением священного для мусульман месяца Рамадан боевые действия, как ожидалось, не остановлены. Вместо перемирия череда молниеносных побед талибов, завоевавших более 90 процентов страны, сменилась не менее громкими поражениями фундаменталистов. С трех сторон антиталибской коалицией окружен город Талукан, столица провинции Тахар, и идут бои за магистральное шоссе Кундуз-Талукан. Контроль над дорогой отрежет талибам путь к отступлению'.

'Санкт - Петербургские ведомости' тоже использовали жанр интервью - только не с далеким Ахмадом, а с Ватаняром Ягьей - петербургским депутатом Законодательного собрания, отвечающим за международные связи Мариинского дворца, профессором и знатоком Востока.

В интервью петербургской газете профессор Ягья утверждает: 'Следует признать движение 'Талибан' в Афганистане совершенно реальной политической силой'. То есть именно в тот момент, когда 'Известия' говорят о поражениях талибов, петербургский политик призывает сделать однозначный выбор в пользу движения 'Талибан'.

Весьма серьезное противоречие в публикациях этих двух издания связаны и с оценкой роли талибов в Афганистане. Если 'Известия' приводят слова Ахмад Шах Масуда о том, что "порядок", о котором говорят талибы - 'это выращивание на 90 процентах пахотных земель сырья для наркотиков, производство героина и за большие деньги подготовка боевиков для международных террористических центров', то депутат петербургского ЗакСа на страницах городской газеты утверждает, что 'Сегодня той силой, которая выступает за единый Афганистан, сплоченный исламской идеей, объективно является 'Талибан' и подчеркивает: 'Речь - о возможных выходах на контакт с талибами через духовные управления российских мусульман'.

Кроме того, Ватаняр Ягья утверждает: 'Россия, в соответствии со своими национальными интересами, просто обязана расширить и углубить связи с Пакистаном - одной из ключевых стран Южной Азии, к тому же обладающей ядерным оружием'.

Отметим, профессор Ягья не дает никаких рекомендаций относительно того, как Россия должна 'увязать' налаживание контактов с Пакистаном, учитывая неизбежные в этом случае проблемы в отношениях с Индией - страной, у которой тоже есть ядерное оружие, и с остро стоящими перед Россией проблемы международного терроризма.

В то же время, по словам Ахмад Шах Масуда в 'Известиях', ':Сегодня на стороне "Талибана" воюют пакистанские 197-й полк 9-й дивизии, 117-й полк - он включает элитные подразделения коммандос "Чарот" - и 625-й бронетанковый батальон. Общее число пакистанских военнослужащих, по данным нашей разведки, достигает 1500-1700 человек. Кроме того, против нас "стажируются" выпускники военизированных религиозных отрядов, прошедшие "курс" в Пакистане и у талибов на территории Афганистана. Это младшие братья "Талибана" - экстремисты из организации "Сипохи сахобат", около 800 человек, и отряды Осамы бен Ладена под командованием полевых командиров Хаббоба и Абдулбароха, числом до 500 человек. А где-то с ноября к талибам присоединились чеченский отряд и боевики Джумы Намангани из Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Всего наемников насчитывается до 3000 тысяч человек'.

Любопытно, что и в 'Известиях', и в 'Санкт-Петербургских ведомостях', на страницах, на которых опубликованы два таких разных по сути интервью, помещены и небольшие материалы, продолжающие заочную, и, наверное, нечаянную дискуссию.

В то время, когда в Петербурге призывают начать переговорный процесс с талибами, 'Известия' публикуют заметку 'Дипломатического языка талибы не понимают':

'По сообщению агентства Рейтер, сегодня Вашингтон и Москва заметно активизировали свои совместные действия в ООН по усилению давления на талибов. Однако на переговорах в Германии афганццы вновь отказались понимать 'общепринятый дипломатический язык' и покинули зал переговоров'. Напомним, речь идет о секретных переговорах между представителями США и руководством движения 'Талибан', на которых американские представители пытались объяснить талибам, что за дальнейшее укрывательство бен Ладена придется 'заплатить высокую цену'.

Разумеется, одновременная публикация этих материалов, объективно подталкивающих российских политиков к совершенно разным геополитическим действиям - случайность, но она закономерна: в условиях начавшегося геополитического передела мира объекты для размышлений все чаще будут совпадать.

Отметим только в заключение: ' Санкт-Петербургские ведомости' в другом материале на этой же странице приводят слова профессора Международного института исследования проблем мира (Осло) Дэна Смита:'Этнические конфликты - это конфликты из-за власти или из-за доступа к экономическим ресурсам, в том числе, и природным, носящие этническую маску'.

'Известия' тоже задают прямой вопрос Ахмад Шах Масуду и получают максимально откровенный ответ восточного человека: ' Было бы упрощением считать делом рук кучки каких-то там недоученных талибов и Осамы бен Ладена способность создать трудности для региона и даже мира. И талибов, и Ладена используют в своих интересах не только власти Пакистана. Ведь заявления пакистанского главы правительства генерала Первеза Мушаррафа о том, что его страна строит защитный пояс ислама, называемый Россией террористическим поясом от Косово до Афганистана, - это умело и тщательно завуалированная идеологическая вывеска. За ней стоит целая группа небедных стран, намеренных перекроить сферу влияния в регионе в свою пользу. И если того потребуют их интересы, то ситуация, в которой находится Афганистан, вполне может повториться в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии. И не только там. Средств у тех, кто руками талибов пытается изменить расстановку сил в регионе, предостаточно'.