Posted 13 декабря 2000,, 12:05

Published 13 декабря 2000,, 12:05

Modified 2 апреля, 15:18

Updated 2 апреля, 15:18

Все убытки по пригородным пассажирским перевозкам ОЖД закладывает в тарифы по перевозкам грузовым.

13 декабря 2000, 12:05

Октябрьская железная дорога (ОЖД) на правах монополиста по своему усмотрению сокращает количество поездов и прикрывает такой произвол экономическими причинами. Информация о состоянии дел на железных дорогах до сих пор была засекречена, и только сейчас, после проведения по постановлению правительства РФ N81 (январь 2000 г.) аудиторской проверки, будет, наконец, обнародована. Каковы расходы ОЖД, и сколько в нее вкладывает государство? Правомерно ли требование ОЖД от губернаторов 100% компенсации своих расходов либо повышения тарифов? По некоторым данным, которые удалось получить корреспонденту ИА "Росбалт" из достоверного источника в МПС, ОЖД тщательно скрывает тот факт, что все убытки по пригородным пассажирским перевозкам исторически закладываются в тарифы по грузовым перевозкам. Еще в советское время в грузовой тариф закладывали убыток пассажирского. Это можно проследить по цифрам: скажем, рентабельность железной дороги за 9 месяцев 1999 года составила 23%, а за 9 месяцев текущего - 25%. Какова же рентабельность по грузовым перевозкам? 64% в прошлом году и 72% в нынешнем. Раз уровень рентабельности грузовых перевозок так высок, значит, в них и заложена доля тарифа, связанная с пассажирскими перевозками. Пригородный тариф регулируется по соглашению с субъектами Федерации. Но регионы не разрешают повышать тариф и не возмещают убытки из бюджета. А покрывать убытки за счет нищего народа нельзя. Наша страна изначально развивалась как железнодорожная сеть. А сегодня жители глубинки лишены возможности добраться даже до районного центра. Каков выход в этой ситуации? "Нужно выделить из грузового тарифа долю пассажирского, тогда значительно подешевеют доли услуг по перевозкам, но в то же время выделенную часть можно было бы отдать субъектам Федерации, которые в своем бюджете имели бы статью на финансирование железной дороги. Сегодня они этого не имеют" - сообщил все тот же источник. По мнению экспертов, необходимо соблюдать соглашения, которые существуют между Министерством путей сообщения (МПС) и субъектами Федерации. ЖД обязуются обеспечить потребность в пригородных пассажирских перевозок, а субъекты Федерации обязуются способствовать этому путем предоставления определенных льгот по налогам, и частичного финансирования из местных бюджетов. В какой-то степени можно рассчитывать на инвестиции или частичное финансирование железной дороги. Однако, отменять электрички нельзя. И сегодня действия руководства ЖД совершенно неправомерны. В 2000 г. убытки ГУП 'Транском' от организации пригородных железнодорожных перевозок на петербургском направлении составят около 1 млрд. руб. Для их сокращения железная дорога предлагает повысить тарифы. Решение этого вопроса должно быть принято до конца 2000 г. на заседании трехсторонней комиссии, в которую войдут представители субъектов РФ (Санкт-Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей), профсоюзов и ОЖД. Предположительно тарифы могут увеличиться на 50%, то есть стоимость проезда одной зоны вырастет с 2 до 3-х рублей. На днях президент РФ Владимир Путин сообщил о планах создания межведомственной правительственной комиссии, которая будет устанавливать тарифы на железнодорожные перевозки. В.Путин подчеркнул, что "ведомство, занимающееся перевозками, не должно устанавливать тарифы", и сообщил, что будет установлен единый тариф на железнодорожные перевозки.