Posted 13 декабря 2000,, 16:29

Published 13 декабря 2000,, 16:29

Modified 19 февраля, 05:01

Updated 19 февраля, 05:01

Куба - российский мостик в Латинскую Америку.

13 декабря 2000, 16:29

Представитель Института Латинской Америки РАН в Санкт-Петербурге, проректор Академии общественных связей, кандидат исторических наук Лазарь Хейфец, оценивая перспективы развития российско-кубинских отношений, сказал, что вообще решение российского руководства о сокращении экономической помощи Кубе в начале 90-х годов было "не самым дальновидным политическим решением, принятым в значительной мере под влиянием эмоций, свойственных бытовому сознанию, исходившему из простой посылки: "мы их содержим". Это можно, по мнению Л.Хейфеца, объяснить и тем, что в начальный период российской государственности подобные решения в значительной мере были обусловлены тенденцией солидаризации с США, которые считали и считают режим на Кубе "террористическим и недемократическим". При всём критическом отношении к режиму Фиделя Кастро следует отметить, что жёсткая позиция США, как это ни парадоксально, на протяжении десятилетий способствовала сохранению этого режима, консолидируя кубинское общество на основе противостояния американскому империализму, в то время как более мягкий подход вполне мог создать условия для демократизации общества на Кубе, расширяя контакты, способствуя экономическому, политическому плюрализму. Кроме того, позиция России, занятая в начале 90-х годов, вряд ли может считаться моральной, - заметил петербургский учёный. Объявив себя преемницей СССР, Россия в данном случае отказалась от обязательств по отношению к стране, построившей свою экономику в расчёте на экономическую помощь социалистического лагеря, не говоря уже о том, что и советская экономика получала реальные экономические выгоды от сотрудничества с Кубой. Другое дело, что советские руководители не смогли ими эффективно воспользоваться. Отвечая на вопрос, не испортит ли сближение с Кубой российско-американских отношений, Л.Хейфец сказал: "Если исходить из того, что не портить отношения с США, значит идти в фарватере американской политики, то, конечно, испортит, но Россия не должна слепо следовать интересам США, хотя, с моей точки зрения, противостояние с Кубой не входит и в национальные интересы США". Другие развитые страны, как Канада, Великобритания, Франция, Испания, Япония идут на достаточно серьезные экономические контакты с Кубой. У этих контактов есть свои взлёты и свои падения, в том числе связанные и с политическими моментами, однако тенденция совершенно четкая: такие контакты можно и нужно поддерживать. По этому же пути пошли в последнее время многие из латиноамериканских стран, в том числе и те, которые на протяжении многих лет занимали ярко выраженную антикубинскую позицию: Бразилия, Чили, Аргентина, Венесуэла. Нельзя отрицать, что Куба на протяжении многих лет поддерживала вооружённые революционные выступления, которые США однозначно оценивают как террористические, в том числе и достаточно одиозные, как повстанческие организации Колумбии, тесно связанные с наркобизнесом. Но даже деятельность этих организаций, нисколько ее не одобряя, нельзя рассматривать в отрыве от контекста латиноамериканской действительности тех лет, которая "способствовала созданию определенных условий для революционного насилия". Оценивая важность Кубы для интересов России, Л.Хейфец констатировал, что она является "мостиком в Латинскую Америку", что многолетнее сотрудничество создало определённые традиции в отношениях. Кубинская промышленность базируется на предприятиях, построенных с помощью Советского Союза и на советских технологиях, там живут десятки тысяч людей, получивших образование в СССР; есть природные ресурсы, которые нужны России. Было бы неразумно всем этим не воспользоваться. Это кажется особенно актуальным для Санкт-Петербурга, так как его экономика тесно связана с Кубой: именно через Ленинградский порт проходили маршруты экономических связей СССР-Куба. Проходившая недавно в Смольном встреча петербургских предпринимателей с латиноамериканскими дипломатами показала, что интерес, в том числе и к экономическим отношениям с Кубой, не пропал и сотрудничество на этом направлении может быть очень перспективным. Президент РФ Владимир Путин считает, что Россия должна восстановить свои позиции в Латинской Америке, которые были утрачены за последнее десятилетие. Одним из шагов в этом направлении является предстоящий визит В.Путина на Кубу. Куба станет очередной страной из тех, кто был активным союзником СССР в период холодной войны, с которой российский президент будет "восстанавливать разрушенные связи". Ранее такие связи были восстановлены с Монголией, Северной Кореей, Ираком и Ливией. Многие недоумевают: зачем нам вести переговоры со странами, во всем мире считающимися не демократическими? Для чего Владимир Путин ведет с ними переговоры? Действительно, в период правления Бориса Ельцина, Россия относилась к этим государствам явно недоброжелательно, что было связано с определенной ориентацией нашего государства на западные страны. Данная политика была связана с необходимостью получения кредитов на строительство новой российской экономики. Данный период прошел. Пришло время отдавать долги, поэтому необходимо налаживать отношения с теми странами, которые являются должниками по отношению к самой России. Именно с этим связаны постоянные визиты и встречи Владимира Путина с лидерами "диктаторских" режимов. Он же не виноват, что именно такие страны поддерживал в свое время СССР. И если в результате данных действий удастся вернуть хотя бы четверть долгов России, то можно будет рассчитаться с большей суммой долгов самой России западным странам. Это позволит вздохнуть отечественной экономике, обремененной в настоящее время значительными долгами. Если внимательно прислушаться к самим переговорам, то тактика, выбранная на них российской стороной правильная: понимая, что живых денег нам вряд ли удастся дождаться, мы просим отдать долги конкретными вещами. У Ирака и Ливии просим нефть и право на разработку новых месторождений, у Украины - акций ее предприятий и т.п. Вот и на Кубе российский президент будет предлагать какой-либо обоюдовыгодный принцип погашения кубинских долгов. И, в своем высказывании: "Кому, как не нам, принимать участие в реконструкции, восстановлении этих предприятий и совместно думать об их будущем", - Владимир Путин этот принцип указывает. Безусловно, выбивая долги, Россия вынуждена лоббировать интересы должников на мировом уровне. По отношению к Кубе аванс президентом России уже дан: "Экономические санкции в отношении Кубы", - сказал он, - "являются необоснованными ни с точки зрения международного права, ни с точки зрения целесообразности, ни с точки зрения справедливости и демократических принципов мироустройства". Аналогичные действия со стороны России уже последовали и в отношении других стран должников. Плохо это или хорошо? Вопрос сложный и не однозначный. Если проанализировать эти действия с точки зрения выгоды, то такие действия направлены на решение именно российских проблем, поэтому представляют собой национальный интерес. И мы не должны в этом случае спрашивать разрешение у мирового сообщества, ведь в подобных случаях США его не спрашивает, США начинает бомбардировки: