Posted 16 декабря 2000,, 12:44

Published 16 декабря 2000,, 12:44

Modified 2 апреля, 15:18

Updated 2 апреля, 15:18

Чернобыль: точка или отточие?

16 декабря 2000, 12:44

Церемонию закрытия Чернобыльской АЭС увидели миллионы людей в разных странах - она транслировалась в прямом эфире по каналам Евровидения. 'Станция Смерть', 'Чернобыльская АЭС закрыта. Боль остается', 'Чернобыль: спешное прощание?', 'Шаг навстречу себе' - такими заголовками отозвались российские газеты на одно из самых знаковых событий уходящего века. Основной лейтмотив: Украина 'промахнулась'...

Многие экономисты и политики, которых российские СМИ выбрали в качестве компетентных комментаторов, обсуждая ситуацию, в которой оказалась Украина после подписания в декабре 1995 года меморандума с правительствами стран 'большой семерки' о закрытии Чернобыльской АЭС, едины в выводе: это был близорукий, опрометчивый шаг. 'Поддавшись нажиму Запада, Киев, судя по всему, промахнулся. Не построив за 15 лет после Чернобыля практически ни одной компенсирующей энергомощности, Украина стоит на пороге краха своей энергетической системы'. ('Труд')

'Комсомольская правда' пишет, что косвенно это признает и президент Украины: 'Леонид Данилович согласился: закрытие станции повлечет за собой дополнительные энергетические проблемы для Украины. Ведь Чернобыль, точнее, его третий, единственно работающий блок, давал пять процентов всей электроэнергии страны'.

Комментарий специалистов можно условно разделить на три темы: политический, экономический и социальный аспекты. Один из ликвидаторов аварии на ЧАЭС, министр атомной энергетики Евгений Адамов, пояснил причины того, почему он выступил категорически против закрытия атомной электростанции в Чернобыле и даже отказался принимать участие в прощальной церемонии - он назвал это решение исключительно политическим. По словам Евгения Адамова, "технических, экономических, безопасностных причин для закрытия станции нет". Евгений Адамов считает, что, принимая столь ответственное решение, Украина рассчитывает на понимание Запада, который настаивал на закрытии станции. (РТР) Российское телевидение приводит и мнение петербургских ученых, принимавших участие в ликвидации Чернобыльской аварии - они также считают, что решение закрыть ЧАЭС не обосновано ни с экономической, ни с технической стороны.

'Комсомольская правда' утверждает, что ' АЭС давно стала предметом политического торга как главная 'страшилка' Европы. Западные кредиты, без которых Украине не прожить, напрямую связаны с обещанием Киева 'избавиться от чернобыльского монстра' до конца 2000 года. Обещанный поворот ключа был сделан...' 'Главное для Запада - успокоить свою общественность захоронением чудовища по имени 'Чернобыль' . ("Труд")

Впрочем, газета 'Труд' особое внимание уделила социальным последствиям закрытия ЧАЭС:'В ближайшие месяцы будут уволены около 3 тысяч человек. Окажутся невостребованными более тысячи работников жилищно-коммунального хозяйства АЭС. По словам мэра Славутича Владимира Удовиченко, уже в следующем году безработным в городе станет каждый пятый. Если раньше свои социальные проблемы коллектив ЧАЭС решал собственными силами, за счет прибыли, то после 15 декабря весь этот тяжкий груз ляжет на государственный бюджет. Руководители станции и ЦК профсоюза атомщиков высказывают опасение, что уже через пару лет о них могут забыть'. И приводит мнение Евгения Козлова, заместителя председателя профкома ЧАЭС: ' Атомные станции вырабатывают сегодня около половины всей электроэнергии в стране, но до сих пор мы не знаем, что нас ожидает завтра. Концепции развития отрасли нет. Лишь в прошлом году ЧАЭС покинуло 200 ведущих специалистов. Многие поехали в поисках лучшей доли на строящуюся Ростовскую АЭС, а недавно большая группа ремонтников подалась на Смоленскую АЭС. Масса специалистов уехала в Россию с Запорожской и других станций. С кем мы останемся?'

'Суммы, требуемые для проведения в комплексе всех работ, называют космические. Пока что от Европейского банка реконструкции и развития получены крохи', - пишет 'Комсомольская правда'. И приводит мнение Юрия Андреева, президента Всеукраинского общественного объединения 'Союз Чернобыль Украины': 'В мировой практике известны случаи, когда снимались с эксплуатации только отдельные реакторы, энергоблоки. В целом же еще никто не брался за осуществление проекта демонтажа АЭС до состояния 'зеленой лужайки'. По данным Андреева, кроме отсутствия должного финансирования, не решена и масса технических вопросов. До сих пор не построен объект 'Вектор' - предприятие для переработки радиоактивных материалов. Хранилище отработанных топливных масс существует пока только в проекте'. ('Комсомольская правда')

'На вывод из эксплуатации трех энергоблоков и социальную защиту коллектива нужно 1,5 миллиарда долларов. Зарубежные страны выделили лишь 200 миллионов. Не считая 750 миллионов долларов, уже собранных державами-донорами на сооружение нового 'саркофага'. Он рассчитан на эксплуатацию в течение 100 лет. Это будет грандиозная конструкция: высота - 90 метров, вес - более 100 тысяч тонн.

А что же делать с тем ядерным 'добром', которое покоится в 'саркофаге' над 4-м реактором, развороченном взрывами в ночь на 26 апреля 1986 года? Денег, как оказывается, на извлечение, пакетирование и захоронение сотен тонн очень активных лавообразных и пылеобразных радиационных отходов никто не дает. А ведь на эти же цели, по оценкам авторитетной французской фирмы, нужно не менее 10 миллиардов долларов. Таких денег в самой Украине нет'. ('Труд')

Однако разделить экономические, политические, социальные аспекты в данном случае особенно сложно.Председатель комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Гудыма, по информации 'Комсомольской правды', убежден: 'Прекращение выработки электроэнергии на ЧАЭС автоматически не решает вопроса о ее полной безопасности. Ядерную и радиационную безопасность энергоблоков придется лет тридцать - сорок поддерживать силами персонала станции. Но самые квалифицированные работники, конечно, уедут из Чернобыля на те атомные станции, где их ждут достойные условия труда и перспективы'... Действительно, уже известно, что чернобыльских 'профи' ждут в России, Иране и Китае. Глава правительства России Михаил Касьянов прямо на закрытии Чернобыльской АЭС пообещал устроить высвобождающихся энергетиков на Смоленской АЭС. (РегТВ, ТВ-6)

Нельзя сказать, что наши СМИ обошли вниманием и моральную сторону освещаемого события. '...Перед тем как отдать команду об остановке блока, Леонид Кучма отстоял молебен в Софийском соборе. Поминали всех, чью жизнь оборвал Чернобыль', пишет 'Комсомольская правда'. Газета 'Труд' опубликовала мнение Виктора КОЗЬКО, писателя, лауреата Государственной премии Белоруссии:

'АЭС слепит глаза нам 'лампочкой Ильича', убивает разум иллюзорной призрачностью секундного благополучия. Нас уверяют, что все хорошо, все нормально, все под контролем, то бишь под колпаком. Но все хорошо и под контролем было не только весной 1986-го, но и в уходящем под поминальные молитвы 2000-м, пока - не четвертое ли пришествие? - грохнул сдавленный миллионами тонн морской бездны взрыв на атомном чудище, унеся с собой не только жизни мальчиков, одетых в тельняшки и робы, но и наши иллюзии... Пошел отсчет последних мгновений второго тысячелетия. И не бьет ли, пусть не все слышат его, час покаяния? Покаяния перед Божьим светом, перед поколением, перед заложниками и мучениками Чернобыля, перед тем, кто появится на свет в Рождественскую переходную ночь... Свидетельством тому, что мы еще не потеряли слух и хотим покончить с затянувшимся безумием, свидетельством нашего покаяния будет полное закрытие Чернобыльской АЭС'.

Итак, в судьбе атомной электростанции, на которой произошла крупнейшая техногенная катастрофа XX века, поставлена точка. Но публикации в Российских газетах убеждают, что политикам, экономистам и самим атомщикам уже сегодня ясно, что для всех нас это - только отточие...