Posted 17 декабря 2000,, 14:30

Published 17 декабря 2000,, 14:30

Modified 2 апреля, 15:18

Updated 2 апреля, 15:18

Ставка больше, чем жизнь или Как долго будут рубить 'кошкин хвост'

17 декабря 2000, 14:30

'Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам'. Анатолий Чубайс точно следует этой максиме. Он не стал ждать, когда новая либеральная команда в правительстве займется реструктуризацией РАО 'ЕЭС России', и разработал собственный план еще весной этого года. Реструктуризация по Чубайсу (по 'Коммерсанту') сильно государству не навредит и сейчас Чубайс как никогда близок к цели.

В самой сложной ситуации сейчас оказались как российские, так и иностранные миноритарные акционеры: их беспокоит, что при самой отработанной схеме реструктуризации они все равно не смогут осуществить адекватный обмен нынешних акций 'большого' РАО ЕЭС на акции генерирующих и сбытовых компаний или сетевой госкомпании. По мнению 'Ъ', сейчас, в условиях неразвитого фондового рынка, совершенно невозможно объективно оценить рыночную стоимость отдельных кусков РАО ЕЭС. Недооценена и сама компания. Трудно поверить, что ее реальная стоимость меньше $4 млрд.

Ни правительство, ни РАО ЕЭС не отказываются учитывать интересы акционеров. Но как гарантировать их права? Очевидно одно: за этим будут пристально следить иностранные инвесторы. И деньги от них отрасль получит не раньше, чем они убедятся в том, что реструктуризация РАО приведет к росту стоимости электроэнергетических акций, а не к их падению. Рост же инвестиций станет возможен, когда инвестор убедится, что процесс реструктуризации необратим (не ранее, чем через 2-3 года).

Может быть, из-за того, что Чубайс придерживается максимы 'Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам', Борис Федоров, член совета директоров РАО ЕЭС, назвал его 'самым плохим менеджером в России'. Федоров представляет интересы миноритарных акционеров, и он рассказал корреспонденту 'Коммерсанта', как необходимо защищать интересы акционеров при реструктуризации РАО ЕЭС.Далее 'Коммерсант' публикует мнение председателя экспертного совета по металлургии и горнорудной промышленности при комитете Госдумы по промышленности Андрея Скоча под заголовком 'Государство может потерять лучшие электростанции' и мнение зампреда правления РАО 'ЕЭС России' Якова Устинова под заголовком 'Реструктуризация РАО ЕЭС необходима государству'.

Если 'Коммерсант' за 15 декабря уделил РАО ЕЭС целую полосу (страницу), то, например, 'Известия' за то же число отдали под 'электрическую тему' значительно меньше газетной площади. 'Известия' опубликовали интервью с Эдуардом Волковым, директором Энергетического института им. Г. Кржижановского, член-корреспондентом РАН, научным редактором книги '80 лет развития энергетики: от плана ГОЭЛРО к реструктуризации РАО 'ЕЭС России'. Суть интервью в том, что сегодня проблема переустройства экономики стоит не менее остро, чем в 20-е годы. 'Вот почему мы сегодня говорим о необходимости нового плана ГОЭЛРО. Нужно менять структуру экономики в сторону высокоинтеллектуальных отраслей: Надо менять электроэнергетику, используя в ней самые последние достижения науки и техники и, что особенно важно, проводя ее реструктуризацию, привлекая инвестиции: ключевая роль в этом процессе принадлежит государству...'

Материал в 'Невском времени' по некоторым позициям перекликается с интервью в 'Известиях'. В частности, ': Анатолий Чубайс не зря назвал строительство новой Северо-западной ТЭЦ технологическим прорывом на 20-25 лет. Он не без амбиций заявил, что 'реструктуризация ЕЭС с точки зрения объема привлекаемых ресурсов, введения новых мощностей - задача, сопоставимая с той, которая решалась 80 лет назад. То есть по-новому, с рыночными методами необходимо повторить то, что было сделано тогда'. Правда, когда 'тогда', и что было 80-лет назад из статьи 'НВ' неясно: аббревиатура 'ГОЭЛРО' нигде не упоминается. А ведь немногие уже помнят, что это такое. По данным, опубликованным в 'Известиях', слово 'ГОЭЛРО' ничего не говорит 25% россиян; из тех, кто еще помнит, почти 50% не смогли расшифровать аббревиатуру; почти 40% не смогли назвать ни разработчиков программы, ни одной стройки ГОЭРЛО.Однако, 'НВ' не ставило перед собой задачи знакомить читателей с историей, в статье 'Энергетика тоже должна быть экономной' (нехорошая ассоциация с лозунгом советских времен 'Экономика должна быть экономной') основное внимание уделяется теме энергосберегающих технологий, которые, хотят того промышленники и обыватели или нет, будут востребованы в России в ближайшее время.

Иначе и о другом информация, появившаяся на сайте strana.ru 16 декабря.

Советник президента по экономике Андрей Илларионов выступает с последовательной критикой одобренных вчера (15 декабря) "в основном" предложений по реформе "РАО ЕЭС" и который изменил спокойный ход обсуждения этого проекта, обратив внимание на несоответствие розданного участникам заседания документа и того варианта, который был согласован на совещании у премьера двумя днями ранее.

По оценке Андрея Илларионова, российская энергетика действительно переживает не лучшие времена, однако проект реформы, предложенный Минэкономразвития, отнюдь не решает ее проблем. Главное, чего в ней не хватает - считает советник президента - концептуального представления о том, какова, собственно, должна быть оптимальная модель реформированной энергетики, а уж затем - как к этой модели двигаться и насколько к ней можно приблизиться в реальности. Другой принципиальный недостаток проекта реформы - из нее неясно, как именно она гарантирует надежное энергоснабжение по приемлемым ценам - отмечался и на совещании у Президента 12 декабря.

Поэтому отличия в тех или иных, подготовленных к заседанию правительства документах сами по себе не столь и существенны. Существенны они с иной точки зрения - ситуация с согласованием проекта реформы выявила исключительную остроту той борьбы, которую ведет Анатолий Чубайс за принятие именно его варианта реформы.

Между тем, сам себе этот вариант и весь ход его подготовки, считает Андрей Илларионов, чрезвычайно низко оценен главным индикатором - рынком. Как указывает советник президента, когда в мае Анатолий Чубайс объявил о своей программе реструктуризации РАО "ЕЭС", капитализация компании была 10 млрд долларов. 14 декабря она составляла всего 4 млрд долларов. Два из этих потерянных шести миллиардов, считает Андрей Илларионов, пришлись на общее падение индекса российского фондового рынка, но 4 млрд - "личный вклад концепции реструктуризации", чистое падение по сравнению со всеми другими российскими акциями. И произошло оно в результате обсуждения программы реформы среди инвесторов. По замечанию Андрея Илларионова, в то время, как авторы проекта реформы РАО "ЕЭС" собираются привлечь инвестиции в размере 19 млрд долл. за пять лет, только за 9 месяцев потеряно 4 млрд.

При этом по его словам, "акции РАО чудовищно недооценены" по сравнению с энергокомпаниями других стран. Известно, что в принципе капитализация российских компаний ниже сопоставимых по объемам производства компаний других стран. Но в телекоммуникационной, к примеру, отрасли это отличие совсем невелико, не слишком велико оно и в "нефтянке". Капитализация же РАО "ЕЭС" отличается в десятки раз.

В связи с этим советник президента упомянул о дискуссии между ним и Германом Грефом по поводу оценки акций РАО. Как говорит Андрей Илларионов, по мнению министра экономического развития, нельзя делать вывод о большой разнице в рыночной капитализации РАО "ЕЭС" и энергокомпаний развивающихся стран. "Сейчас не надо никуда торопиться", считает Андрей Илларионов. Есть несколько месяцев для того, чтобы выработать такой план реформы, который будет одобрен правительством и даст в итоге существенное улучшение в отрасли.

Что же касается заседания правительства и предшествующих ему событий, то Андрей Илларионов пояснил эту ситуацию следующим образом. За два дня до заседания, на совещании у премьер-министра в проект "Основных направлений государственной политики реформирования электроэнергетики" было внесено несколько изменений. Советник президента не был согласен ни с первым (до изменений), ни со вторым вариантом, тем более, что в чем-то второй вариант отличался от первого в худшую сторону. Например, в одном из абзацев пункта 2.5. Главы I следующее предложение: "В процессе реформирования, по мере либерализации розничных рынков, РАО "ЕЭС России" и его дочерние и зависимые общества должны вывести из своего состава сбытовые компании и осуществить продажу контрольных пакетов акций этих компаний." Слова, набранные здесь курсивом, исчезли. Зачем внесено это изменение? По оценке Андрея Илларионова, такой вариант дает возможность менеджменту РАО сделать с этими пакетами все, что угодно: не продать, а передать их кому-либо на любых других, не рыночных условиях.

Из пятой главы убраны слова: "осуществление РАО "ЕЭС России" в качестве основного вида деятельности функций по диспетчеризации и управлению национальной электрической сетью". Ну а кто же будет заниматься диспетчеризацией и управлением?'В данном случае, по мнению Илларионова, -- произошла подмена и, если бы я не поднял этот вопрос, то было бы так, как будто этого и не было".

Инцидент взорвал ход обсуждения (один из членов правительства объяснил его технической ошибкой), но, тем не менее, проект "Основных направлений" был "в основном одобрен". Правда, как сообщил по итогам заседания вице-премьер Алексей Кудрин, на утверждение документа с учетом всех предложений и замечаний отведено два месяца, при этом сам факт принятия документа он оценивает весьма положительно.

Отвечая в Гаване на вопросы журналистов, вызванные бурным обсуждением на заседании правительства и после него программы реструктуризации РАО "ЕЭС", Президент России заявил, что "позитивно оценивает как действия правительства, так и критические высказывания советника Андрея Илларионова, в том числе по реструктуризации РАО "ЕЭС России".

Правительство, отметил Владимир Путин, "добивается конкретных позитивных результатов", необходимо "дать им возможность работать спокойно", "от добра добра не ищут". Однако, по его словам, это не значит, что кабинет министров действует абсолютно точно и его нельзя критиковать.

"Правительство поставило точку", сказал Анатолий Чубайс, выступая в программе "Зеркало" 17 декабря, где излагал и отставивал свою точку зрения Андрей Илларионов.Можно сказать, что программу "Зеркало" ее ведущий "удержать не сумел". Конечно, встреча Чубайса и Илларионова не могла пройти мирно... Но такого накала страстей, думается, не ожидал никто. Какие акции?.. Нам энергетику поднять надо. Нужны такого масштаба инвестиции, которых страна не знала, надо поднять энергомашиностроение, надо поднять "Энергострой", который не строил 25 лет, -- сказал Чубайс. Затем началась "полемика".