Posted 21 декабря 2000,, 16:16
Published 21 декабря 2000,, 16:16
Modified 2 апреля, 15:17
Updated 2 апреля, 15:17
'Курицу, несущую золотые яйца, не режут', -- справедливо считает Александр Смирнов, первый заместитель министра по налогам и сборам. Свое отношение к проблеме налогообложения нефтяных компаний он высказал на страницах 'Известий'.
Самое главное, по мнению Смирнова, 'не сломать хребет' нефтяным компаниям. Самое сложное - ликвидация трансферного ценообразования: в условиях использования нефтяными компаниями механизма внутрикорпоративных цен существуют основные способы минимизации налоговой нагрузки - они-то и являются для налоговых органов предметом, с которым необходимо бороться. Самое необходимое - введение справочных цен и изменение механизма регистрации юридических лиц. Самое проблемное - снять зависимость ставки налога от размера цены продукции. Самое перспективное - отказ от роялти и от налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Первополосный материал в 'Коммерсанте' 'Российской нефти цены нет. И методики ее расчета - тоже' перекликается с интервью в 'Известиях'.
Месяц назад Владимир Путин при личной встрече с министром по налогам и сборам Геннадием Букаевым поручил ему совместно с Минэкономразвития до 15 декабря 2000 года разработать методику определения внутрироссийских рыночных цен на нефть. В распоряжении 'Коммерсанта' оказались документы, которые министерства направили 18 декабря в администрацию президента. Из них следует, что рыночную цену на нефть пока будут устанавливать не чиновники, а рынок.
Далее 'Ъ' пишет, что расчеты уплаты налогов нефтяными компаниями, представленные замминистра финансов Сергеем Игнатьевым летом 2000 года, как и утверждали нефтяники, несостоятельны. А ведь именно они послужили поводом для начала борьбы с трансфертными ценами. Авторы документов (направленных президенту) признают использование внутрикорпоративных цен вполне законным и, более того, полагают, что эти цены помогают осуществлять 'финансовое управление деятельностью компании' и 'проводить собственную инвестиционную политику'.
Но нефтяникам все же предъявлены обвинения, 'дабы окончательно не разочаровать президента'. Первое: используя внутрикорпоративные цены, нефтяники 'оптимизируют свое налогообложение' в ущерб региональным и местным бюджетам. Второе: нефтяники искусственно занижают экспортные цены. Третье: 'криминальное уклонение от налогов с использованием фирм-однодневок при сбыте нефтепродуктов на внутреннем рынке'.
Вывод, сделанный 'Ъ': задание президента провалено - методика расчета внутренних рыночных цен на нефть чиновники так и не придумали, а установить справочные цен - то же, что ввести госрегулирование цен на нефть, это, скорее всего, приведет не к повышению собираемости нефтяных налогов, а к резкому росту цен на бензин и инфляции.
Затем 'Коммерсант' публикует статью-прогноз 'Нефть дождалась российского бюджета', основная мысль которой в том, что цены на нефть Brent (один из важнейших ценовых индикаторов рынка углеводородов) продолжат снижение, Urals, возможно, будет стоить меньше $21,2 за баррель - а это тот уровень, из расчета на который составлялся бюджет-2001. Вывод: может повториться ситуация конца 1998 года, когда баррель Brent стоил $12, Urals -- $9; России, доходная часть бюджета которой в значительной степени зависит от цен на углеводороды, такая перспектива не сулит ничего хорошего.
И завершает 'нефтяной триптих' газета скандалом, который опять разгорается вокруг закона о разделе продукции (СРП). 'Под нажимом российских нефтяных компаний Госдума приняла поправки, вводящие так называемый прямой раздел (direct sharing). Он предусматривает замену для инвестора всех налогов и сборов единым платежом, взимаемым в виде части добытой продукции. Но в таком виде закон СРП невыгоден иностранным инвесторам - они автоматически подпадают под двойное налогообложение'.