Политологи об упорядочивании "броуновского движения партийной жизни"

Известный калининградский политолог, депутат областной думы и директор фонда "Региональная стратегия" Соломон Гинзбург поддерживает желание президента РФ упорядочить сложное "броуновское" движение в партийной России. Об этом он сказал в беседе с корреспондентом ИА "Росбалт". По его словам, "пестрая мозаика политической жизни - закономерное явление в пост тоталитарном обществе". "После того, как в августе 1991 года официально была демонтирована КПСС, в России появились десятки малочисленных партий, движений, политических объединений. После событий 1993 года, особенно после распада Фронта Национального спасения и демонтажа советской системы, этот процесс начал развиваться едва ли не в геометрической прогрессии. Поэтому желание президента навести порядок в "океане", где есть как крупные "акулы", так и мелкие партии-"головастики", вполне понятно и объяснимо. В этом смысле власть поступает правильно, пытаясь привить обществу ростки цивилизованного гражданского сознания, выступая катализатором построения полноценного гражданского общества", - сказал С.Гинзбург. Однако ему также видится ряд серьезных проблем. Одна из них - когда на смену уже упоминавшейся "руководящей и направляющей" КПСС приходит такое искусственное образование как "Единство", имеющее своих представителей в правительстве, рекрутирующее активистов в местных органах исполнительной власти. "Здесь важно найти "золотую середину", пройти между Сциллой и Харибдой, когда, с одной стороны, государство пытается жестко диктовать, какой партии быть главной и кому быть ее лидером, и, с другой - существует вероятность того, что проект обречен на неудачу, а процесс атомизации политической жизни России продолжится". "В этой связи закон, внесенный президентом в Государственную Думу, кажется компромиссным. Его базовые составляющие внешне не вызывают аллергии ни у либералов, ни у коммунистов. Но существует потенциальная опасность "чиновничьего вмешательства" в процесс партийного строительства, что может позволить бюрократам по-своему интерпретировать его положения. Вызывает опасение явное лоббирование одного "Единства". Следуя логике такого лоббирования, не С.Шойгу, а В.Путину надо стать официальным, а не формальным лидером этой партии. И тогда все встало бы на свои места. Мне кажется, что следует внимательнее присмотреться к опыту пост-франкистской Испании (пакт Монклоа), послевоенной Японии, ФРГ в конце 40-х начале 50-х годов, чтобы понять, как перейти от тоталитарной системы к цивилизованной многопартийности", - сказал С.Гинзбург. "К сожалению, в нашей отечественной истории не раз бывало, что притягательная идея и обоснованный проект дискредитировались исполнением часто с молчаливого согласия самих идеологов этих проектов. Оптимальным представляется, чтобы партстроительство шло своим чередом, но в жестких рамках законопроекта. В том виде, как он представлен на первое чтение, он кажется вполне позитивным. Лишь бы не претерпел изменений в дальнейшем. Тогда политический отбор пойдет быстрее, но естественным образом. С одной стороны, для политического выживания потребуется блокирование сил праволиберального спектра. С другой - идеологическое оформление российской социал-демократии. В ближайшие годы это может привести к доминированию четырехпартийной системы. Партий может быть и больше, но политических векторов - четыре. Это левые - КПРФ (сейчас в этой части политспектра более десятка партий), это центр - социал-демократия (от Горбачева до Лужкова), это "партия власти" (так как власть будет ее укреплять) и право-либералы (от Явлинского до Чубайса).Не станем сбрасывать со счетов и праворадикалов вроде ЛДПР и РНЕ. В целом же мы будем иметь полноценную картину политической жизни общества".