Posted 3 мая 2001,, 12:52

Published 3 мая 2001,, 12:52

Modified 31 января, 13:06

Updated 31 января, 13:06

Чтобы не было возвращения к 'звездным войнам'

3 мая 2001, 12:52

Между тем, договор по ПРО является основой международной безопасности, и его нельзя рассматривать в отрыве от общей архитектуры в области разоружения, которая сформировалась за последние 30 лет. Именно поэтому важны консультации для того, чтобы от политических заявлений перейти к конкретному рассмотрению тех или иных вопросов.

Справедливости ради надо сказать, что Буш, заявляя о выходе США из договора по ПРО, сообщил, что намерен расширить состав участников международных консультаций по вопросу создания американцами национальной системы противоракетной обороны. В этих переговорах, по словам Буша, будет предложено участвовать не только странам Европы, России, Австралии и Канаде, но и, кроме того, Японии, Южной Корее, Индии, Пакистану и Китаю.

Как известно, в телефонном разговоре с президентом России Владимиром Путиным Буш подчеркнул, что США не намерены идти по пути принятия односторонних решений в вопросах стратегической стабильности и даже поделился планами "нового видения того, как сохранить мир на Земле".
В свою очередь, российский президент подтвердил готовность России к взаимодействию с США по совместному движению к дальнейшему сокращению ядерного оружия, к поиску ответов по противодействию потенциальным угрозам, не разрушая при этом структуру разоруженческих договоренностей, созданную за последние тридцать лет.
Учитывая, что нынешним летом должна состояться российско-американская встреча в верхах, можно предположить, что на ней будут продолжены более конкретные вопросы, связанные с ПРО.
Но столь же логично было бы предположить, что и до этого российская дипломатия и президент Путин будут вести переговоры и консультации с США по проблемам стратегической стабильности. В частности, Россия, как было сказано президентом Путиным во время упомянутого телефонного разговора, разработала комплексную программу по вопросам стратегических наступательных вооружений и противоракетной обороны.
Она включает в себя, в частности, готовность России пойти на существенное сокращение стратегических наступательных вооружений вплоть до полутора тысяч боезарядов с обеих сторон, а также комплекс мер по укреплению режима нераспространения ракет иракетных технологий.

'Звездные программы' Рейгана, так называемые СОИ, по его словам, не были направлены против тогдашнего Советского Союза (хотя президент и именовал его 'империей зла'), а были направлены на контроль за действиями потенциальных террористов и на их устранение.
Однако, как утверждает большинство военных экспертов, страны-изгои, которых можно подозревать в обладании ядерным оружием (например, Ирак, Иран, Ливия, в определенной мере - Северная Корея, Афганистан) не располагают средствами доставки этого оружия в США, то есть мощными ракетами.
В то же время, как известно, новая американская система ПРО не предусматривает защиты ни европейских союзников, ни Израиля, ни других потенциальных жертв террористов с ядерными боеголовками. Поэтому, приветствуя решение Буша провести многосторонние консультации, большинство мировых политиков не поддерживают стремление начать глобальный пересмотр системы сдерживания ядерной опасности, какой, что бы мы ни говорили, была система, базирующаяся на договоре по ПРО 1972 года.

В свое время группа американских ученых, возглавляемых лауреатом Нобелевской премии Хансом Бете, произвела технико-экономическую оценку глобальной лазерной системы для уничтожения ракет, и пришла к выводу о нецелесообразности и неэффективности использования этого оружия. Это заставило конгресс США в 1985 году принять 10-летний мораторий на эксперименты по ПРО.
Сейчас Пентагон делает ставку на боевые лазеры (йодисто-кислородные) воздушного базирования.
Корпорация "Боинг" получила заказ на производство 7 самолетов для установки БЛ до 2007 года. Первые испытания лазеров в обстановке, приближенной к боевой, планируется провести до осени 2003 года.
Однако вновь никто не гарантирует, что результаты экспериментов будут положительными, считают российские специалисты. В то же время они полагают, что для нейтрализации самых совершенных разработок глобальной системы противоракетной обороны США достаточно примитивных средств противодействия, например, маскировка пусков и создание группировок ложных ракет и их запусков. Возможны и другие способы борьбы как с отдельными элементами (например, с носителями лазерного оружия воздушного базирования), так и в целом со всей системой ПРО.
Россия располагает такими средствами противодействия.
Тем не менее, выход США из договора по ПРО 1972 года будет означать новый виток гонки вооружений, в который волей-неволей могут быть вовлечены и другие страны, заботящиеся о своей безопасности. А вот политикам следует воспользоваться той возможностью, о которой сказал Буш: американская администрация не намерена идти на односторонние шаги, а намерена консультироваться с союзниками и друзьями, в том числе с Россией. И надо стремится к тому, чтобы в результате этих консультаций появился новый договор, учитывающий и новые политические реальности, и интересы России, и интересы всего человечества.
Он должен содержать и существующие сейчас гарантии ответного удара, и продолжающийся курс на уменьшение ядерных боеголовок, и нераспространение ядерного вооружение в мире, и, - конечно же - обеспечение гарантированной защиты от так называемых "малых источников угроз", то есть тех самых 'ядерных террористов', которым уделяет внимание американский президент.

Владимир Мытарев, Московское бюро ИА 'Росбалт'