Чтобы не было возвращения к 'звездным войнам'

Президент США Джордж Буш заявил, что Договор 1972 года по ПРО стал барьером на пути развития американской и глобальной безопасности. 'Этот договор не признает настоящее и не указывает нам на будущее, - цитируют Буша газеты и агентства. - Он остается прибежищем прошлого'. Он отметил, что на смену угрозе тысяч советских ракет пришла угроза от 'стран, для которых террор и шантаж стали образом жизни'.
Прежде, чем говорить о реальной или мнимой угрозе, исходящей от так называемых 'стран-изгоев', посмотрим, что же предлагает сделать Буш-младший для укрепления безопасности Соединенных Штатов.
Концепция противоракетной обороны /ПРО/ США предполагает использование новых видов оружия, которые могут базироваться только в космосе. И это напоминает не только специалистам, но и всем нам так называемые системы СОИ и несостоявшиеся (к счастью!) 'звездные войны' эпохи президента Рейгана. Российские военные специалисты убеждены, что это - новый виток инженерной мысли, направленной в данном случае на обнаружение целей и их уничтожение буквально со скоростью света. Для этих целей разработаны лазерные установки различных типов /в том числе с ядерным возбуждением/, пучковое и микроволновое оружие, электромагнитные пушки. Выводу всего этого "экзотического" оружия в космос препятствует Договор по ПРО 1972 года, который отнесен теперь Бушем к реликтам "холодной войны".

Между тем, договор по ПРО является основой международной безопасности, и его нельзя рассматривать в отрыве от общей архитектуры в области разоружения, которая сформировалась за последние 30 лет. Именно поэтому важны консультации для того, чтобы от политических заявлений перейти к конкретному рассмотрению тех или иных вопросов.

Справедливости ради надо сказать, что Буш, заявляя о выходе США из договора по ПРО, сообщил, что намерен расширить состав участников международных консультаций по вопросу создания американцами национальной системы противоракетной обороны. В этих переговорах, по словам Буша, будет предложено участвовать не только странам Европы, России, Австралии и Канаде, но и, кроме того, Японии, Южной Корее, Индии, Пакистану и Китаю.

Как известно, в телефонном разговоре с президентом России Владимиром Путиным Буш подчеркнул, что США не намерены идти по пути принятия односторонних решений в вопросах стратегической стабильности и даже поделился планами "нового видения того, как сохранить мир на Земле".
В свою очередь, российский президент подтвердил готовность России к взаимодействию с США по совместному движению к дальнейшему сокращению ядерного оружия, к поиску ответов по противодействию потенциальным угрозам, не разрушая при этом структуру разоруженческих договоренностей, созданную за последние тридцать лет.
Учитывая, что нынешним летом должна состояться российско-американская встреча в верхах, можно предположить, что на ней будут продолжены более конкретные вопросы, связанные с ПРО.
Но столь же логично было бы предположить, что и до этого российская дипломатия и президент Путин будут вести переговоры и консультации с США по проблемам стратегической стабильности. В частности, Россия, как было сказано президентом Путиным во время упомянутого телефонного разговора, разработала комплексную программу по вопросам стратегических наступательных вооружений и противоракетной обороны.
Она включает в себя, в частности, готовность России пойти на существенное сокращение стратегических наступательных вооружений вплоть до полутора тысяч боезарядов с обеих сторон, а также комплекс мер по укреплению режима нераспространения ракет и ракетных технологий.

Дипломатические источники отмечают то, что уже в самом заявлении Буша содержатся призывы к таким переговорам. США, может быть, впервые за многолетнюю историю, пытаются заручиться согласием как партнеров, так и, скажем, конкурентов перед тем, как совершить достаточно решительный поворот в своей военной политике.
Дело в том, что предложение Буша далеко неоднозначно и оспаривается как в самих Соединенных Штатах, так и в странах НАТО. Причем в рядах оппонентов оказалась не только Франция, в политике которой традиционно проявляется антиамериканизм, но и оплот США в Европе - Англия. Большинство же союзников заняли выжидательную позицию и требуют детального разъяснения о целях и содержании новой системы ПРО.
Так, уже высказываются мнения, что такое легкомысленное отношение к существующей системе международной безопасности может толкнуть мир на путь 'ядерной анархии', когда кто угодно может самостоятельно распоряжаться ядерным потенциалом, не считаясь с мнением остальных членов мирового сообщества. Предсказывают, что решение Буша может подтолкнуть и других обладателей ядерного оружия к созданию собственных систем безопасности.

'Звездные программы' Рейгана, так называемые СОИ, по его словам, не были направлены против тогдашнего Советского Союза (хотя президент и именовал его 'империей зла'), а были направлены на контроль за действиями потенциальных террористов и на их устранение.
Однако, как утверждает большинство военных экспертов, страны-изгои, которых можно подозревать в обладании ядерным оружием (например, Ирак, Иран, Ливия, в определенной мере - Северная Корея, Афганистан) не располагают средствами доставки этого оружия в США, то есть мощными ракетами.
В то же время, как известно, новая американская система ПРО не предусматривает защиты ни европейских союзников, ни Израиля, ни других потенциальных жертв террористов с ядерными боеголовками. Поэтому, приветствуя решение Буша провести многосторонние консультации, большинство мировых политиков не поддерживают стремление начать глобальный пересмотр системы сдерживания ядерной опасности, какой, что бы мы ни говорили, была система, базирующаяся на договоре по ПРО 1972 года.

В свое время группа американских ученых, возглавляемых лауреатом Нобелевской премии Хансом Бете, произвела технико-экономическую оценку глобальной лазерной системы для уничтожения ракет, и пришла к выводу о нецелесообразности и неэффективности использования этого оружия. Это заставило конгресс США в 1985 году принять 10-летний мораторий на эксперименты по ПРО.
Сейчас Пентагон делает ставку на боевые лазеры (йодисто-кислородные) воздушного базирования.
Корпорация "Боинг" получила заказ на производство 7 самолетов для установки БЛ до 2007 года. Первые испытания лазеров в обстановке, приближенной к боевой, планируется провести до осени 2003 года.
Однако вновь никто не гарантирует, что результаты экспериментов будут положительными, считают российские специалисты. В то же время они полагают, что для нейтрализации самых совершенных разработок глобальной системы противоракетной обороны США достаточно примитивных средств противодействия, например, маскировка пусков и создание группировок ложных ракет и их запусков. Возможны и другие способы борьбы как с отдельными элементами (например, с носителями лазерного оружия воздушного базирования), так и в целом со всей системой ПРО.
Россия располагает такими средствами противодействия.
Тем не менее, выход США из договора по ПРО 1972 года будет означать новый виток гонки вооружений, в который волей-неволей могут быть вовлечены и другие страны, заботящиеся о своей безопасности. А вот политикам следует воспользоваться той возможностью, о которой сказал Буш: американская администрация не намерена идти на односторонние шаги, а намерена консультироваться с союзниками и друзьями, в том числе с Россией. И надо стремится к тому, чтобы в результате этих консультаций появился новый договор, учитывающий и новые политические реальности, и интересы России, и интересы всего человечества.
Он должен содержать и существующие сейчас гарантии ответного удара, и продолжающийся курс на уменьшение ядерных боеголовок, и нераспространение ядерного вооружение в мире, и, - конечно же - обеспечение гарантированной защиты от так называемых "малых источников угроз", то есть тех самых 'ядерных террористов', которым уделяет внимание американский президент.

Владимир Мытарев, Московское бюро ИА 'Росбалт'