Волга как российское акционерное общество

Интересный вопрос был затронут Сергеем Кириенко, полпредом президента в Приволжском федеральном округе, на встрече с журналистами 14 мая. Сергей Кириенко заявил о необходимости создания РАО 'Волга', которое скоординировало бы 'действия по ремонту и восстановлению гидросооружений, берегоукреплению, соблюдению уровня воды, экологии'. Эта тема почему-то не получила развития в центральных СМИ.
Можно расценивать предложение Сергея Кириенко как призыв консолидировать капиталы и материальные ресурсы округа для реализации транспортных проектов, в том числе и создания коридора 'Север-Юг', соединяющего европейские страны Балтийского региона с Ираном и Индией. Или как констатацию беспомощности центральной власти, не имеющей реальных рычагов управления региональными и муниципальными объектами хозяйствования, игнорирующими практически все законы и постановления об охране природы.

Экологическое положение, сложившееся на Волге, характерно и для других регионов России.
Так, хищнически эксплуатируется побережье Черного и Азовского морей, где пляжи давным-давно приватизированы и используются без соблюдения минимальных природоохранных мер. Впрочем, это еще не худший вариант, поскольку немало километров побережья просто исчезает - строители используют их как карьеры для добычи гравия и песка. Реки Европейской части и Сибири захламляются, становятся отстойниками всех промышленных предприятий. Леса вдоль рек вырубаются - так удобнее сплавлять потом плоты. Наконец, несогласованность действий энергетиков, транспортников и рыбаков приводит к исчезновению рыбы и делает проблематичным промышленный лов во внутренних российских водоемах.

Сергей Кириенко ссылается на опыт Германии, сумевшей сделать из Рейна, некогда 'сточной канавы Европы', в котором, по невеселым шуткам немцев, можно было проявлять фотопленки, чистую реку с рыбой и другими речными обитателями. Это действительно так. Но приживется ли в России немецко-голландский опыт?
Специалисты Центра постсоветского экономического развития и сотрудничества, в котором изучаются проблемы региональной экономики, отмечают, что в предложении Кириенко доминирует политика. Точнее, желание ослабить возможность местных властей распоряжаться таким уникальным природным ресурсом как Волга. Однако, непонятно, как он собирается это сделать, поскольку с перекройкой собственности потребуются большие коррективы существующих законов. Причем, не только касающихся взаимоотношения Центра и регионов, но и законов о земле, о лесе, о недрах, об охране природы и тому подобных.

'Для серьезного рассмотрения проблемы Большой Волги ему следовало бы уточнить цель проекта создания РАО 'Волга', -- считает руководитель Центра, доктор экономических наук Леонид Вардомский. По словам исследователя, нужно определиться, что создавать - природоохранное предприятие, 'владеющее' рекой и прилегающими к ней территориями, транспортное акционерное общество или некий конгломерат предприятий, грамотно эксплуатирующих Волгу. В любом случае, как полагает Леонид Вардомский, Кириенко постарается изъять право собственности на бассейн реки у местных властей, поскольку нет иного способа заставить их выполнять законы об охране природы .

Наработки экономического развития Большой Волги, выходящей за пределы Приволжского округа (низовья находятся в Южном округе, а Прикамье частично входит в Уральский) уже есть. Таким образом, может быть реализована действительно федеральная программа создания транспортных коридоров, включающая в себя проект транзита грузов из Юго-Восточной Азии, Индии, Ирана и Ирака через Россию в Европу.

Владимир Мытарев, Московское бюро ИА 'Росбалт'