"Яковлев, как явление, разрушает город"

Прошел год с момента повторного избрания Владимира Яковлева губернатором. Каковы итоги его работы на этом посту? С этим вопросом корреспондент ИА 'Росбалт' Дмитрий Перевязкин обратился к депутату Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергею Андрееву.

Сергей Андреев: Хотелось бы подвести итоги деятельности губернатора с экономических позиций. Для этого, на мой взгляд, необходимо выделить два направления: первое - те программы, которые разрабатываются и внедряются городской Администрацией, второе - то, что испытывает на себе конкретный житель города.

Есть довольно объективные критерии оценки: зарплата, пенсия, пособия и иные выплаты. Если все это сопоставить, то расхождение в сведениях, предоставляемых профсоюзами и официальной статистикой, велики. Профсоюзы говорят, что получаемые гражданами средства в два раза меньше минимальной потребительской корзины, которая на сегодня составляет 820 руб., официальная же статистика утверждает, что они в два раза больше этой корзины. Видимо, все зависит от точек зрения.
Есть и вполне конкретные примеры, в частности, тарифы: в среднем с прошлого года их рост составил 50%. При этом у населения не спрашивали: существуют ли те услуги, которые им оказываются? Возьмем строку 'Санитарное содержание придомовых территорий', которая входит в оплату. По нормам, например, предусмотрено, что посыпка территории песком в зимнее время проходит 50 раз в месяц (!); на самом деле -- 2 раза в неделю не всегда получается: Таким образом, появилась строчка оплаты при полном отсутствии услуг.
Вот вам и первый год по ЖКХ - проглатывается треть бюджета при полном отсутствии результатов. Никакой адресности, несмотря на призывы Президента России Владимира Путина давать деньги конкретному человеку, который бы потом оплачивал коммунальные услуги.

Второе: рост стоимости товаров. Товары в среднем подорожали на 24%, причем максимальное подорожание коснулось основных продуктов питания: сахар, масло, молочные продукты и т.п. При этом считается, что денежные доходы петербуржцев выросли примерно на 6%. Но по России-то - на 13%.
Третье: Городское хозяйство финансируется на треть. При этом все, что есть, проедается на текущее содержание и не вкладывается в развитие. Не ремонтируется подвижной состав, нет капитального ремонта зданий, и через 5-7 лет будут многочисленные аварии.
Естественно возникает разговор о миллиарде долларов, инвестированных, якобы, в городскую экономику в 2000 году. Точнее - 1 млрд 160 млн долларов. Если внимательно посмотреть соответствующие расчеты, то выяснится, что основная часть этого миллиарда - кредиты, которые надо возвращать. Отдавать-то придется с процентами. Получается, что собственно инвестиций -- порядка 58 млн долларов, меньше, чем было при Собчаке.
Следующий итог: в Санкт-Петербурге планируется выпустить внутренних облигаций на миллиард рублей. И этот миллиард предполагается потратить на мероприятия к 300-летию города, то есть фактически распределить их по различным расходным проектам. Если бы мы, вложив миллиард, привлекли к нему еще двадцать, то вот это и был бы бюджет развития. Но городская администрация предпочитает иное.
Городские чиновники во главе с губернатором не умеют работать с инвестициями и, судя по всему, не научатся никогда, так как в команде Яковлева выдающихся экономистов не замечено. Поэтому Яковлев, как явление, город разрушает. Вот вам итог его работы.

Корр.: В последнее время многие поговаривают о возможных изменениях в городском правительстве. Уже нет Алексашина. Какие еще перестановки на ваш взгляд возможны еще?

Сергей Андреев: В правительстве идет борьба Антонова с Михайловским, но и тот и другой выступают против финансирования поправок депутатов к бюджету, который был принят. Это нонсенс. Сегодня ЗакС рассматривает выражение недоверия Кротову, на очереди -- Михайловский с Антоновым. После выражения недоверия дважды следует отставка. Руководство ЖКХ, по моему мнению, необходимо менять.

Корр.: 14 мая исследовательская фирма "Гэллап СПб" обнародовала результаты социологического опроса петербуржцев, проведенного накануне майских праздников по предложению депутатов ЗакСа. Получилось, что 6% постоянно интересуются работой ЗакСа, 43% -- время от времени, 51% -- все равно. 40% не доверяют петербургскому Собранию как законодательному органу вообще, доверяет только 1/5 часть опрошенных. Специалисты "Гэллап" также сделали вывод, что чем больше СМИ освещают деятельность ЗакСа, тем прохладнее относятся к нему горожане.
Как вы прокомментируете эти результаты, весьма не утешительные для депутатов.

Сергей Андреев: Помимо этого опроса, проводили опрос по степени известности того или иного депутата в его избирательном округе. Степень известности не опускается ниже 30%. У меня, например, 65%.
Результаты 'Гэллапа' можно интерпретировать так: когда несведущий человек слушает разговор двух физиков и ничего не понимает, то это начинает человека раздражать. Подойдите к пивному ларьку и спросите про принцип Гюйгенса. Могут такое ответить, что запомнится надолго. Поэтому, когда людям показывают полемику в стенах Мариинского дворца, зачастую политическую, граждан начинает это раздражать.

Хотелось бы, чтобы сразу стало хорошо. Но чудес не бывает. Необходимо потратить время, а бюджет хочется увеличить в 4 раза уже сейчас. А исполнительной власти хочется воровать, причем неограниченно. Но когда казнокрадство превышает четверть бюджета, в экономике происходит обвал. Нужно выстраивать механизм защиты от этого, но исполнительная власть в этом случае находит 'послушных' депутатов, и честные оказываются в меньшинстве.

Корр.: Когда, на ваш взгляд, состоятся выборы в Законодательное собрание третьего созыва?

Сергей Андреев: На сегодняшний день наиболее реальная дата -- декабрь 2002 года. В случае проведения выборов в апреле 2002 года будет период двоевластия; при выборах в апреле 2003 года -- период безвластия, поскольку полномочия депутатов второго созыва заканчиваются в январе. Последние два варианта выгодны для горадминистрации.