Posted 1 июня 2001,, 12:48

Published 1 июня 2001,, 12:48

Modified 2 апреля, 14:56

Updated 2 апреля, 14:56

Реформа политической системы России подходит к концу

1 июня 2001, 12:48

Голосование по принятию закона "О политических партиях" во втором чтении прошло в Государственной думе 24 мая. Если проанализировать историю разработки и принятия закона, то следует отметить, что первые дискуссии на эту тему начались еще в августе 2000 года, когда стало ясно, что партийную систему в России будут менять. Наличие более 180 партий не отражает настоящего положения дел: в стране существует не более десятка партий, которые реально работают и способны не только принимать участие в выборах, но и побеждать на них.

В начале осени прошлого года в Госдуме прошли первые депутатские слушания по этому вопросу. Некоторые фракции стали готовить свой проект закона, но постепенно страсти немного утихли, был выработан более или менее концептуально устраивающий многих проект и начались бурные дискуссии по некоторым его положениям.

Первоначально споры вызывали два базовых положения законопроекта: упразднение региональных партий и бюджетное финансирование политических организаций.

При атаке на региональные партии логика Центризбиркома была такова, что, на региональном уровне идеологии нет и быть не может, и местные партии становятся ни чем иным, как административным ресурсом глав субъектов Федерации. Противники ликвидации самостоятельных региональных партийных структур заявляют, что на местных выборах граждане руководствуются отнюдь не "федерально-идеологическими" принципами. Тем не менее, борьбу за ликвидацию региональных партий Кремль с успехом выиграл: при голосовании поправки за их возрождение ее инициаторам из "Регионов России" удалось убедить лишь 96 депутатов, что было явно не достаточно. После этого лидер регионалов в Госдуме Олег Морозом заявил о поддержке его депутатской группой проекта закона во втором чтении. Таким образом, теперь правом выдвижения кандидатов на региональных выборах будут обладать региональные отделения федеральных партий и инициативные группы избирателей.

Следующим спорным вопросом был вопрос бюджетного финансирования партий. Правые, не без основания полагали, что это положение необходимо исключить из проекта закона. Во-первых, Россия не столь богата, чтобы содержать партийные структуры, во-вторых, сегодня практически нет четко структурированных партий (кроме, пожалуй, КПРФ), и в этих условиях финансирование получат непонятные переходные положения.

Несмотря на противоречия, все лидеры фракций Государственной думы, после встречи с президентом России Владимиром Путиным, которая состоялась 25 декабря прошлого года, согласились, что законопроект можно принять в первом чтении и затем "доработать поправками". Что и было сделано на заседании Думы 8 февраля, когда депутаты без особых проблем приняли проект закона в первом чтении. Затем наступил период, когда о скорых нововведениях на партийном политическом поле России как-то подзабыли. Но грянул май, а с ним и разговоры о скором рассмотрении проекта во втором чтении.

Как и предполагалось, Дума большинством голосов его утвердила, внеся в документ ряд поправок, которые, в некоторых случаях носили принципиальный характер.

Безусловно, основным обновлением первоначального проекта является то, что теперь законопроектом предусмотрено, что надзорные функции за деятельностью политических партий закреплены за Министерством юстиции, а не за Генпрокуратурой, как предполагал первоначальный вариант. Это довольно важное событие. Его можно вписать в ряд мер по ослаблению прокуратуры, которые в последнее время рассматриваются при обсуждении судебной реформы. За эту поправку активно выступала вечно оппозиционная фракция "Яблоко", но после того, как их поправка была принята, фракция "Яблоко" приняла решение законопроект поддержать, что, и сделала, при постановке вопроса на голосование.

Вторая группа поправок касалась системы бюджетного финансирования деятельности политических партий. За несколько дней до решающего голосования лидер фракции ОВР Евгений Примаков неожиданно заявил, что та форма, в которой положение о государственном финансировании партий изложено в базовом проекте ОВР, никак не устраивает и предложил заменить термин "финансирование" на "компенсацию затрат" политической партии при ее участии в выборах. При этом размер "компенсации затрат" полностью совпадает первоначальным размером финансирования, и, как и в первоначальном виде, носит ежегодный характер. Таким образом, фактически заменив "шило на мыло" фракция ОВР и изменила свою позицию по законопроекту в целом и при голосовании дружно его поддержала. Тем более что ранее Евгений Примаков неоднократно заявлял, что финансовая поддержка партий государством позволит им отказаться от помощи крупного капитала, что должно сделать их более независимыми.

Следует отметить, что правые в Думе по-прежнему продолжали выступать против положения о госфинансировании политических объединений. Но их попытки внести изменения в документ, устраняющие такую бюджетную поддержку партий не увенчались успехом. После этого фракция СПС окончательно заявила, что проект закона "О политических партиях" если и будет принят, то без их участия. Хотя, в первом чтении правые законопроект поддержали, пусть и "условно".Согласно утвержденному положению, политическим партиям из госбюджета будут компенсироваться затраты на проведение избирательных кампаний из расчета 0,005 МРОТ за каждый полученный ими на выборах голос, при условии, что в целом партия наберет не менее 2% на выборах в Думу или 3% при участии ее кандидата на президентских выборах. Если провести приблизительный подсчет, то получится, что, например, такие партии как ЛДПР или "Яблоко" смогут претендовать примерно на 1,5 миллионов рублей, а фракция КПРФ - на 7,5 млн рублей. Даже непосвященный гражданин понимает, что этих средств будет недостаточно даже на покрытие и десятой доли всех расходов, не только на предвыборную кампанию, но и на текущие нужды партии. Таким образом, можно сделать вывод, что зависимость политических партий от крупного капитала, о которой так много говорили, высказывая аргументы в пользу государственного финансирования, совсем даже не пропадет и партийным боссам все равно придется идти на поклон к крупным предпринимателям, а затем "отрабатывать" их интересы.

Не менее интересным выглядит и раздел, посвященный пожертвованиям партиям со стороны физических и юридических лиц. Согласно этому разделу, юридическое лицо имеет право перечислить на деятельность партии не более 100 тысяч МРОТ в год, а простой гражданин сможет оказать финансовую помощь понравившейся ему политической организации в размере до 10 тысяч МРОТ в год. При этом у физических лиц появилась возможность оказать помощь партиям в наличной форме расчетов. При этом размер такой помощи не должен превысить 10 МРОТ в год. На сегодняшний день МРОТ составляет 100 рублей, а не 300, как поспешили заявить некоторые СМИ: нельзя забывать, что размер МРОТ в 300 рублей относится только к заработной плате, во всех остальных случаях МРОТ считается равным 100 рублям.

Что касается численности партии, то положение о 10-тысячном минимуме членов сохранилось. При этом не менее чем в половине субъектов Российской Федерации численность регионального отделения партии не должна быть менее 100 человек, при условии фиксированного членства и невозможности иметь "двойную партийную принадлежность" это условие смогут выполнить далеко не все ныне существующие политические партии среди которых довольно большое количество так называемых "карликов", когда весь состав может уместиться на одном диване.

Следует обратить внимание и на необходимость участия политических партий в избирательных процессах на территории Российской Федерации. В случае, если в течение пяти лет партия будет игнорировать выборы различных уровней, то ее ликвидируют и восстановиться в прежнем виде ей удастся навряд ли. При этом в зачет будут идти выборы в Государственную думу, выборы президента, участие в выборах глав субъектов Федерации не менее чем в 9 регионах или выборах законодательных органов власти не менее чем в 18 субъектов Федерации. Кроме того, как участие партии в выборах засчитывается участие в избирательных кампаниях в органы местного самоуправления не менее чем в половине регионов России. При этом, как следует из закона, финансирование партий ориентировано только на выборы федерального уровня и региональным организациям, с финансовой точки зрения, участие в выборах ничего не даст. Это может означать то, что территориальные организации федеральных партий все равно будут зависеть от интересов региональных олигархов и влияние федеральных партийных органов вряд ли изменит ситуацию в той или иной политической организации.

В переходных положениях предусмотрен и срок преобразований для ныне действующих политических организаций в партии - два года, по истечении которых апеллировать к государственным органам с просьбой зарегистрировать ту или иную реорганизованную из общественной организации партию будет абсолютно бесполезным.

Закон принят во втором чтении. Для его окончательного утверждения необходимо его принятие депутатами нижней палаты российского парламента в третьем чтении, после чего должно последовать одобрение законопроекта Советом Федерации. После этой процедуры закон поступит на подпись президенту России Владимиру Путину. Скорее всего, это станет чисто техническим моментом новой политической эпохи, как, впрочем, и прохождение законопроекта через верхнюю палату Федерального собрания.

После подписания Владимиром Путиным закон должен быть официально опубликован, и через 10 дней после публикации он вступит в законную силу. Именно с этого момента начнется двухлетний переходный период строительства новой политической системы России.

Дмитрий Перевязкин, ИА "Росбалт"