Posted 9 июня 2001,, 17:28

Published 9 июня 2001,, 17:28

Modified 2 апреля, 14:55

Updated 2 апреля, 14:55

Правовое обеспечение обороны нуждается в доработке

9 июня 2001, 17:28

МОСКВА. "Сегодняшнее состояние законодательного обеспечения обороны России я оцениваю в целом положительно", - заявил в интервью корреспонденту ИА "Росбалт" председатель комитета Государственной думы РФ по обороне генерал армии Андрей Николаев. По его словам, Госдума предыдущих созывов приняла основополагающие законы, которые позволяют регулировать правоотношения по общим вопросам обороны страны, по проблемам воинской обязанности и военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, мобилизационной подготовки и мобилизации, международного военно-технического сотрудничества и другим.

В то же время, считает глава думского комитета, эта правовая база еще не представляет собой единой целостной системы. Так, есть закон о мобилизационной подготовке и мобилизации, однако нет закона, регулирующего вопросы военного положения, при котором в принципе и проводится мобилизация. Далее, Конституцией России предусмотрено право на альтернативную гражданскую службу, а закона о ней нет. Законодательное расширение перечня оснований для освобождения от военной службы по призыву и отсрочки от призыва привело к дефициту призываемых на военную службу.

Вызывают тревогу также образовательный уровень и состояние здоровья призывников. Например, среди призванных весной 1999 года, каждый четвертый не имел законченного среднего образования, каждый двенадцатый имел снятую или непогашенную судимость. В некоторых регионах - от Кузбасса и далее на Восток - 90% призывников в последний до службы год нигде не работали и не учились. В итоге - серьезные проблемы комплектования Вооруженных Сил, других войск, особенно с учетом установленного законодательством досрочного увольнения военнослужащих по призыву, участвующих в проведении антитеррористической операции на Северном Кавказе.

В связи с этим, все актуальнее становится переход на контрактную систему несения службы. Однако, законодательно установив контрактную службу, государство не создало всех необходимых условий ее реализации и не несет за это ответственности перед военнослужащими. Невозможность же реализации установленных прав и льгот усиливает социальную напряженность среди военнослужащих. По данным Совета безопасности РФ, ежегодно прерывают свои контракты до 35 тысяч военнослужащих. Так что сегодня, по мнению Андрея Николаева, правильнее было бы вести речь о том, какова должна быть система комплектования самих Вооруженных Сил, других войск и соотношение между служащими по контракту и по призыву.

К сожалению, приходится констатировать, замечает председатель думского комитета по обороне, что многие принятые законы, в том числе направленные на обеспечение социальной защиты военнослужащих и выполнение государственного оборонного заказа, не действуют. Это обусловлено, прежде всего, несовершенством механизмов их реализации, в том числе отсутствием нормативных положений, устанавливающих юридическую ответственность за невыполнение либо неполное и неточное выполнение законов, а также тем, что на их реализацию не выделяются необходимые средства. Принятое в своё время решение о том, что на военный бюджет будет выделяться 3,5% внутреннего валового продукта (ВВП), не выполняется. Невыполнение законов о федеральном бюджете приводит к хроническому недофинансированию установленных расходов на национальную оборону, вследствие чего накапливается задолженность военных потребителей перед поставщиками. Так, только по службам тыла Вооруженных Сил среднегодовые задолженности колеблются в пределах 14-15 миллиардов рублей. В условиях действующего гражданского законодательства на основании решений судов производится списание со счетов военных организаций этих сумм. Естественно, безо всякой компенсации. А на текущее финансирование войск опять практически ничего не остается.

Одним из приоритетных законов, который необходимо принять Госдуме, генерал Николаев считает закон "Об альтернативной гражданской службе". Он связан с реализацией пункта 3 статьи 95 Конституции России, предусматривающего такую службу. Это принципиальная позиция комитета по обороне. Если этот закон будет принят, увеличится количество людей, желающих проходить военную службу, а призывной ресурс посредством альтернативной гражданской службы можно будет полнее использовать в интересах государства, в частности, на транспорте, в коммунальном, дорожном хозяйстве, связи, других сферах.

В отличие от военной, абсолютно экстерриториальной, службы, альтернативная гражданская служба, по определению, должна быть территориальной с элементами экстерриториальности.

Депутат считает, что закон об альтернативной гражданской службе, как и законы о военном положении, о чрезвычайном положении, не может быть разработан только парламентариями. На определенном этапе к его разработке должны подключиться президент, правительство, соответствующие государственные структуры, поскольку, в частности, необходимо будет создавать действенные государственные структуры для организации альтернативной службы. Основная же задача принятия закона не в том, чтобы удовлетворить потребность отдельных юношей избежать армии, а в том, чтобы законодательно обеспечить высокий престиж военной службы.

Генерал армии Николаев считает, что реализация намеченных на 2001 год задач законодательного обеспечения обороны страны позволит существенно продвинуться в реформировании военной организации государства, к ее новому облику, соответствующему реальностям и вызовам XXI века.