Posted 15 июня 2001,, 13:24

Published 15 июня 2001,, 13:24

Modified 31 января, 13:08

Updated 31 января, 13:08

Литовский вариант

15 июня 2001, 13:24

Литва помнит, что 60 лет назад началась сталинская депортация. Для однихэта дата - лишний довод за вступление страны в НАТО. Для других - началосъемок фильма о литовских евреях, избежавших расстрела в Панеряйскомлесу.

Начало войны, которую в России до сих пор называют Великой Отечественной, иначало сталинских депортаций в Литве, практически, совпадают по времени:через неделю после того, как первые литовцы не по собственной волеотправились в восточные районы СССР, в Литву вошли части вермахта. Многиелитовцы восприняли вторжение немецких войск как избавление от жестокогобольшевистского ига. И понять это не сложно: за эту - не доброй памяти -неделю тысячи литовцев вынуждены были покинуть свои дома и свою землю, иотправиться туда, где в их выживании никто не был заинтересован. Тогда ещеникто не знал, что через 60 лет будет названа цифра '131 600' - по даннымгазеты 'Коммерсант' именно столько литовцев были насильственно вывезены изЛитвы в 1941-1958 годах.

Но те, кто встречал 'освободителей' не знали и того, что германские части,вступившие в Литву, не только разгонят временное правительство Литвы, но и50 из 70 тысяч вильнюсских евреев расстреляют в Панеряйском лесу. И ужсовсем никто не мог предположить, что спустя не так уж много лет внезависимой Литве будет создана комиссия по расследованию преступлений'нацизма и сталинизма', то есть между нацизмом и сталинизмом, фактически,будет поставлен знак равенства.

Еще недавно сам этот факт вызывал острые дискуссии. Те, кто десятилетия былуверен в том, что Красная армия никогда не была захватнической, но толькоосвободительной, отказывались верить публикациям о секретном пактеМолотова-Риббентропа, в которых рассказывалось о том, как цинично решаласьсудьба трех балтийских государств - Литвы, Латвии, Эстонии. Но сегодня'Российская газета' публикует большой материал 'Секретные протоколы' сподзаголовком 'Как вожди поделили мир на двоих'. Газета приурочилапубликацию к 60-летию начала Великой Отечественной войны, и в очередной разрассказала о том, как хорошо понимали друг друга Гитлер и Сталин. Смеюутверждать, что сегодня эта статья уже не будет пользоваться таким горячимвниманием, как это было бы несколько лет назад. Но то, что такая статьябыла опубликована в 'Российской газете', стоит отметить. Хотя бы какподтверждение того, что ничто не остается неизменным.

В 1996 году на одном из международных журналистских семинаров совсем молодойколлега из Вильнюса со страстной убежденностью рассказывал, как тяжелолитовцам вспоминать добром все, что сочетается со словом 'русский'.Он объяснял тогда мне, как непоправимо испорчены отношения между литовцами ирусскими фактом оккупации, департации и насильственного советскогоправления. Но за этой горячей молодой убежденностью скрывалась горечь,тогда еще самому моему литовскому другу не понятная.

Он не мог объяснить, почему я - русская, и он - литовец, безуспешно боролисьс комком в горле и со слезами на глазах, когда вместе слушали передачу оБалканской войне. В ней звучали прекрасные сербские и хорватские мелодии,и рассказывалось о том, как двое бывших друзей стреляли друг в друга -потому что один из них был серб, а другой - хорват...

Через четыре года я приехала в Литву. И уже с другими литовскимижурналистами мы говорили об отношениях между русскими и литовцами. Онирассказали мне, что теперь, после первых горячечных лет обретениянезависимости, в Литве все больше людей понимают, что 'сталинизм' и русскийнарод - это не одно и то же. И гордятся тем, что в отличие от Латвии иЭстонии, в Литве был принят закон о 'нулевом гражданстве', то есть все, ктопроживал в стране на момент объявления независимости, мог стать гражданиномЛитвы - без всяких ограничений прав.

Больше того, коллеги говорили о том, что в самой Литве сейчас естьгуманитарные проблемы, уже никак не связанные с 'русским вопросом'.Национальные претензии все больше фокусируются не на русских в Литве, а наполяках, цыганах и ... евреях.
При этом, если нелюбовь к полякам подогревается пока только дискуссионнымитребованиями последних автономии, к цыганам - частыми сообщениями о том, что'лица цыганской национальности' распространяют наркотики, то невесть откудавыплывший 'еврейский вопрос' в Литве рациональных объяснений не имеет. Такили иначе, но хотя бы часть литовской интеллигенции старается противостоятьнационализму в любой форме и любой направленности. А это значит, что и вРоссии, и в Литве думающие, и, что важно, пишущие люди все большебеспокоятся об общечеловеческих гуманитарных проблемах: времянеконтролируемых эмоций и обид друг на друга уходит.

Правда, не так быстро, как хотелось бы. И не так безвозвратно, к сожалению.История, причем, слишком недавняя, показывает, как легко здравомыслиеуступает место политическому ажиотажу. Вот и на заседании литовского сейма,посвященном 60-летию начала сталинской депортации, спикер Артурас Палаускасутверждал, что годовщина начала депортации является лучшим поводом длятого, чтобы задаться вопросом: 'Может ли сегодняшняя Литва считать себя вбезопасности?'. То есть Литве необходимо вступать в НАТО'. ('Коммерсант')

И можно почти с полной уверенностью полагать, что недавнее заявление генсекаНАТО Робертсона, которое он сделал после встречи с Джорджем Бушем - о том,что в 2002 году "несколько стран получат приглашение вступить в НАТО -спровоцирует новый всплеск антироссийских выступлений литовских политиков,стремящихся увязать вступление Литвы в НАТО с 'российской угрозой'.

Очевидно, что еще не раз, и не два, и литовцев, и россиян будут сталкиватьна уже знакомые грабли. Но очевидно и то, что сегодня это сделать все-такине так просто. Не случайно Аудрюс Юзенас именно в день начала депортациилитовцев начал съемки фильма о жизни литовских евреев в годы второй мировойвойны. Ведь ответственность за тот факт, что после занятия фашистамиВильнюса 50 тысяч вильнюсских евреев из 70 тысяч были расстреляны вПанеряйском лесу, а оставшиеся в живых были согнаны в гетто, с немецкимифашистами разделяют и литовские коллаборационисты.

Кстати, вспоминается мой разговор с одним из эстонских дипломатов. Бывшийпсихолог, а ныне сотрудник эстонского МИДа, пытался объснить мне, что до техпор, пока Россия не извинится перед Эстонией за оккупацию, отношения междустранами не наладятся. "Кто должен извиняться? -спросила я. - Русские люди,работавшие в Эстонии? Или внуки тех, кто здесь погиб в боях с фашистами?"Дипломат согласился, что извиняться все-таки должны не они, а государство.Тогда я предложила попробовать оценить эту позицию с точки зрения все тойже психологии, ведь известно, что только отсутствие психологическойсамодостаточности толкает на заботливое пестование обид... В том нашемразговоре эстонский дипломат задумался.

Может быть, Литва строит свои отношения с Россией иначе именно потому, чтоисторической самодостаточности больше - Литва была сильным и независимымгосударством еще века назад. Логика взаимоотношений с соседями в этом случаедругая, и национальная память это сохранила.Но важно и то, что литовская интеллигенция хранит память не только остраданиях и героизме, но и преступлениях представителей своего народа - аведь это, пожалуй, единственное, что может удержать от оголтелогонационализма и противопоставления наций и государств. И не только в Литве.

НатальяСтаричкова, ИА 'Росбалт'