Posted 28 июня 2001,, 14:39

Published 28 июня 2001,, 14:39

Modified 2 апреля, 14:51

Updated 2 апреля, 14:51

Разграничение полномочий - ревизия неизбежна

28 июня 2001, 14:39

Договоры о разграничении полномочий между центром и субъектами Федерации свою роль сыграли. Так считает экс-губернатор Калининградской области Юрий Маточкин, который в январе 1996 года одним из первых в РФ подписал Договор о разграничении полномочий между Федеральным центром и своим регионом:

Комментируя Указ Владимира Путина о создании при президенте РФ комиссии по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, фактически означающий, что начинается ревизия договоров о разграничении полномочий между субъектами РФ и центром, которые активно заключались при Борисе Ельцине, Юрий Маточкин сказал:

 Форма таких договоров предусмотрена Конституцией РФ. Но системы в договорных условиях как не было, так и нет. Например, оставалось неясным, как отделить те же полномочия от предметов совместного ведения. Правовая слабость этих документов привела, на мой взгляд, к тому, что договоры перестали работать. Выигрыш от них получили только такие республики, как Татарстан или Якутия, в числе первых подписавшие эти документы. Поэтому, в то время как наша область отдавала в федеральный бюджет 35% от собранных налогов, Татарстан отчислял госказне всего 2,5%. Только с приходом к власти Владимира Путина ситуация стала меняться. И сейчас эти республики рассчитываются с государственной казной на тех же основаниях, что и остальные субъекты Федерации.

 Главный интерес, побуждавший регионы подписывать с центром подобные договоры, заключался в том, чтобы получить больше льгот. Нашей областью двигало тогда желание закрепить позиции Особой экономической зоны (ОЭЗ). В январе 1996 года мы почти одновременно получили и закон об ОЭЗ, и договор о разграничении полномочий, в котором уже была прописана Особая экономическая зона. Но, как показала жизнь, этот документ роли не сыграл. За нарушение закона, как известно, предусмотрены санкции, за нарушение договора - нет. К слову, после первых активистов, процесс подписания договоров затормозился, бурно не пошел. В принципе, в этих документах записаны общие слова. К договорам нужны соглашения. Мы подписывали его с тремя соглашениями. У других субъектов соглашений было больше - до полутора десятков. Соглашения эти заключались с министерствами и ведомствами.

 Я считаю, что договоры регионов с федеральным центром должны носить конкретный характер, тем более что при нынешней политике центра никаких льгот уже не получишь. Для Калининградской области было бы целесообразно подписать такой договор между областью и Федеральным центром, в котором говорилось бы, что президент РФ поддерживает принцип Особой экономической зоны в Калининградской области и способствует созданию условий адаптации эксклава к процессу расширения ЕС. С правительством РФ нам нужно соглашение в поддержку позиций Федеральной целевой программы развития ОЭЗ в Калининградской области. Этот документ очерчивал бы дополнительные обязательства центра по реализации федеральных законов на территории области с учетом ее специфики. На мой взгляд, то, что президент собирается провести ревизию договоров о разграничении полномочий, является всего лишь логическим оформлением уже идущего процесса. В первоначальном виде договоры свою роль сыграли.