300 лет в очереди на жилье?!

Депутаты Законодательного Собрания ищут выход из критической ситуации, сложившейся в жилищной сфере Петербурга. Но администрацию города, похоже, это не радует...

В начале мая текущего года на заседании постоянной комиссии по социальным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга было принято решение поддержать законопроект депутата Валерия Селиванова "О внесении изменения в закон Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга", в котором предлагается законодательно закрепить ежегодное выделение на жилищную сферу не менее 15% от расходной части бюджета. На 2002 год этот процент составляет... 1,61.

Слово и дело

Депутат предлагает внести в закон "О жилищной политике Санкт-Петербурга" следующее изменение:
Пункт 4 статьи 6 изложить в редакции:

"Объем прямой бюджетной поддержки развития жилищной сферы Санкт-Петербурга ежегодно устанавливается законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год, при этом:
средства, выделяемые на реконструкцию и капитальный ремонт жилищного фонда всех форм собственности, не могут составлять менее 5 процентов от общей суммы расходов бюджета Санкт-Петербурга;
средства, выделяемые на все формы содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан, включая финансирование развития государственного жилищного фонда, представление субсидий и займов на строительство, реконструкцию или приобретение жилья жителям Санкт-Петербурга, нуждающимся в улучшении жилищных условий, содействие долгосрочному жилищному кредитованию и на другие виды прямой бюджетной поддержки, перечисленные в пункте 2 статьи 6 настоящего закона Санкт-Петербурга, не могут составлять менее 10 процентов от общей суммы расходов бюджета Санкт-Петербурга".

На сегодня закон "О жилищной политике Санкт-Петербурга" не оговаривает конкретный ежегодный процент бюджетных отчислений на жилищную сферу. Он (процент) - "на совести" главы администрации. Отсюда и "весь сыр-бор".
По словам В. Селиванова, законопроект появился исключительно в результате того, что губернатор в прошлом году "на словах" пообещал закрепить в городском законе о бюджете на 2002 г. расходы на развитие жилищной сферы в размере не менее 6%, но слово свое не сдержал. В результате этого общий объем прямой бюджетной поддержки на все формы содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан был утвержден в размере 1,61% от общей суммы расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2002 г., то есть почти в 4 раза меньше обещанного.

Сегодня в Санкт-Петербурге нет жилищной политики

...Утверждает В. Селиванов. По его мнению, "Комитет по жилищной политике есть, а самой политики нет". Как подсчитал депутат, "чтобы получить жилье в Петербурге, ставшему на очередь нужно простоять 237 лет...". Результаты расчетов специалистов по недвижимости еще мрачнее: чтобы получить квартиру от государства нужно 300 лет (весьма символично, не правда ли?), и движется "социальная" очередь главным образом за счет естественной убыли населения.

Но вернемся в Законодательное Собрание. "Все решения губернатора, направленные на улучшение жилищных условий даже участников и инвалидов ВОВ, - утверждает В. Селиванов, - на сегодняшний день так и не выполнены".
Из пояснительной записки к предлагаемому законопроекту: "В Санкт-Петербурге сложилась критическая ситуация в решении вопросов эксплуатации и содержания жилищного фонда. Давно назрел вопрос реконструкции "хрущевок", срок безопасной эксплуатации которых истек. Требуют решения проблемы расселения коммунальных квартир, обеспечение достойным жильем инвалидов и участников войн и других категорий, имеющих право на бесплатное получение жилой площади...".

По данным Комитета по содержанию жилого фонда (КСЖФ), на аварийное жилье приходится почти 40% от всех аварийных строений. Почти 20% жилья (кв.м), находящегося на техническом обслуживании жилищных агентств (РЖА), по техническому состоянию и моральному износу нуждается в проведении капремонта и реконструкции с полным расселением жильцов, заменой изношенных конструкций и домового оборудования. Особую озабоченность специалистов вызывает состояние старого жилого фонда и жилых построек первых массовых серий ("хрущевок"). На "подходе" и панельные "хрущевки" 2-го поколения.

Между тем, с 1991 по 2001 гг. объемы бюджетных средств, выделяемые на капремонт, сократились в 12,5 раза. Финансирование затрат на капитальный ремонт в 2001 г. составило 311,2 млн. руб., что соответствует 5% от реальной потребности. Реконструкция старого фонда за счет городского бюджета прекращена полностью.

Председатель КСЖФ Владимир Хренов считает, что "недостаточные темпы и объемы реконструкции жилищного фонда, не говоря о социальных последствиях, приводят к необоснованным финансовым потерям, связанным с затратами на содержание, текущий и капитальный ремонт такого фонда в экстремальных условиях постоянных аварий основных конструкций и инженерного оборудования".

Капремонт оказался "разменной монетой" при переделе рынка недвижимости в исторической части города. Реализация инвестиционных программ, связанных с работами в жилом секторе центральной части города (благоустройство пешеходных зон, реконструкция жилья под гостиницы, ремонт мансард и подвалов), сопровождается переселением граждан и передачей их бывшей собственности (арендных прав) инвестору.

По мнению В. Хренова, "система привлечения внебюджетных источников к расселению и реконструкции жилищного фонда не может в полной мере обеспечить решение проблемы, так как востребуются только коммерчески привлекательные объекты. Проблема расселения и реконструкции коммерчески непривлекательных для инвестора объектов, а также строительства (или приобретения городом) жилья для расселения таких объектов до настоящего времени не решена. На эти цели крайне необходима прямая бюджетная поддержка города".

В 2002 г. город запланировал ремонт только 3% аварийного жилья за счет бюджета. На инвесторов "вешают" еще 8%. Таким образом, запланировано (!), что 89% аварийного жилья будет находиться под постоянной угрозой обвала. При такой городской жилищной политике Комитет по содержанию жилищного фонда впору превращать в структуру Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Блеск и нищета Северной столицы

Невский проспект - душа Петербурга. Это замечательно, что он на глазах становится красивым. Проспект этого достоин. Но Невский - это не только фонари и брусчатка, но и коммунальные квартиры, которых в Петербурге около 150 тысяч, и большая часть которых приходится на исторический центр города. По мнению специалистов по недвижимости, город практически самоустранился от проблемы расселения "коммуналок".

Когда реконструкция и ежедневное "вылизывание" ограничены только главной улицей города и несколькими "историческими пятнами", а все остальное, в подавляющем своем большинстве, - запущенные, обшарпанные кварталы со специфическим "ароматом", создается ощущение, что платье "от Версаче" пытаются натянуть на грязное язвенное тело. И даже не платье, а передник.
Петербуржцев очень раздражает "фасадная" суета вокруг юбилея, ни на йоту не улучшающая ежедневные условия проживания. Их унижает высокомерное отношение городской администрации к бытовым проблемам населения.

...Иностранцы, которые лет 15-20 назад бывали в Ленинграде, приезжая сегодня в Санкт-Петербург, говорят, что войны нет, а город разрушается. Не нужно думать, что они видят только то, что любит демонстрировать губернатор в качестве своих успехов. Речь идет, конечно, о тех иностранцах, которые гуляют сами по себе. Для представителей же официальных делегаций "город похорошел и петербуржцы стали счастливее". В "коммуналочку" бы их на недельку, да еще в тот подъезд, где сорван или не установлен кодовый замок...

Кто в доме хозяин?

Вернемся к предложениям депутата Селиванова.
Из финансово-экономического обоснования к предлагаемому законопроекту: "...По данным Комитета по жилищной политике, увеличение до 10% в год от расходной части бюджета финансирования жилищной сферы даст возможность улучшить жилищные условия 25-30 тыс. семей. В течение 12-15 лет вопрос обеспечения жилой площадью жителей Санкт-Петербурга был бы в основном решен... По данным Комитета по содержанию жилищного фонда, нормативная потребность в расходах на капитальный ремонт государственного жилищного фонда составляет 4860 млн. рублей. Предлагаемая норма - не менее 5% на капитальный ремонт и реконструкцию - может дополнительно дать 3-3,2 млрд. рублей, что составляет 60-65% от потребности. Это позволило бы получить минимально необходимый объем финансирования работ по капитальному ремонту и создать "фундамент" для дальнейшей приостановки лавинообразного роста физического износа жилищного фонда... Направление 15% (5%+10%) в городскую жилищную сферу даст не только огромный социальный положительный эффект, но и оживит экономику, так как эффективно заработает строительный комплекс, первичный и вторичный рынок недвижимости."

Чем же отвечает губернатор на желание депутатов облегчить жизнь своим землякам?
По мнению администрации: "Проект противоречит требованиям статьи 135 Бюджетного кодекса РФ; не учитывает принцип общего покрытия расходов бюджета, установленный статьей 35 Бюджетного кодекса РФ и не учитывает исключительные полномочия исполнительных органов государственной власти по составлению проекта бюджета, предусмотренные статьями Бюджетного кодекса РФ. На основании изложенного администрация Санкт-Петербурга не может дать положительное заключение на проект закона Санкт-Петербурга "О внесении изменения в закон Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга".

"По мнению юридического управления Законодательного Собрания, губернатор не прав: депутаты вправе заниматься бюджетным процессом и устанавливать проценты", - утверждает В. Селиванов. Если "депутаты вправе", то остается единственная причина "забраковки" законопроекта губернатором - депутаты покусились на "священное право сеньора" - распоряжаться казной в своем "уделе". Тут главное - не создать опасного прецедента, иначе депутаты могут весь бюджет на проценты "растащить", будет утеряна возможность "творческого подхода" к составлению бюджета.

Поживем-увидим

В заключение своего выступления на заседании комиссии ЗС по социальным вопросам, В. Селиванов сказал: "Если у губернатора будут другие предложения, мы готовы их рассмотреть, но надо двигаться в этом направлении, искать выход из критической ситуации, сложившейся в жилищной сфере". Депутат выразил надежду, что их "поддержат все фракции на сессии".
Планируется, что законопроект попадет на рассмотрение сессии Законодательного Собрания в конце мая - начале июня текущего года. Есть предложение: провести поименное голосование по этому законопроекту и обнародовать его результаты. "Росбалт" информационную поддержку гарантирует.

Ирина Кравцова, ИА "Росбалт"