Posted 20 марта 2003,, 13:40

Published 20 марта 2003,, 13:40

Modified 2 апреля, 12:00

Updated 2 апреля, 12:00

Дом смертников "Чёрный дельфин"

20 марта 2003, 13:40
Когда открывается окошечко для передачи пищи, осуждённые с размаху ударяются в стену головой на уровне колен, поднимают вверх руки, открывают рот и ожидают, пока не прозвучит команда...

Когда российская власть, стремясь во что бы то ни стало соответствовать европейским правовым правилам и политическим стандартам, перестала применять к преступникам смертную казнь, на бескрайних российских просторах начали появляться казённые дома для изуверов, которым нет места среди людей.

Одна из таких тюрем со звучным названием "Чёрный дельфин" расположилась в уральском городе Соль-Илецк. До открытия колонии особого режима, предназначенной для лиц, отбывающих пожизненное наказание, в этом закрытом учреждении располагалась специальная больница для осужденных. Причиной необычного названия колонии стали... два фонтана с фигурками морских животных, расположенных у административного здания колонии.

В настоящее время колония особого режима "Чёрный дельфин" является самойкрупной в уголовно-исполнительной системе Минюста России: в ней одновременноможет содержаться более 1000 осужденных, приговоренных к высшей мере наказания, которая заменена пожизненным заключением. Сегодня тюрьма заполнена почти наполовину, свой век здесь доживают около 500 смертников.

Для обитателей "дома смертников" уставом, от которого зависят условия их пребывания в "Чёрном дельфине", являются правила внутреннего распорядка. В соответствии с ними заключенные постоянно находятся в камерах, из окон которых могут наблюдать маленькую полосу неба, и дышать воздухом свободы на часовых прогулках в замкнутых двориках.

Знакомство с последним пристанищем у прибывающих смертников начинается с психологической обработки. Осужденным завязывают глаза и проводят через строй лающих собак от пункта распределения до камеры. После такого стресса они находятся в подавленном состоянии и сразу попадают в карантин, где в течение 15 дней им приходится изучать установленные в "Чёрном дельфине" порядки. В отношении строптивых заключенных могут применяться резиновые дубинки и слезоточивый газ.

В дневное время обитатели камер ходят от стенки к стенке, раздумывая опрожитой жизни, или, примостившись на табуретку, пишут письма своим близким.Стоит звякнуть металлическому кругляшку дверного глазка, как все осужденныемоментально вскакивают и стоят по стойке смирно, ожидая дальнейшегоразвития событий.

Когда открывается окошечко для передачи пищи ("кормушка"), осужденные с размаху ударяются в ближайшую от них стену головой на уровне колен, поднимают вверх руки, с вывернутыми наружу ладонями, открывают рот и ожидают, пока не прозвучит команда инспектора безопасности: "Доклад".
Дежурный по камере, не изменяя своего положения, принимается скороговоркой рапортовать о ее обитателях. Чем быстрее он отбарабанит текст доклада, тем меньше придется стоять в неудобной позе ему и его сокамерникам.

Затем дежурный дает указание на проведения досмотра в камере, все заключенные бегут к решетке, отделяющей входную дверь в камеру от места их обитания, и протягивают за спиной руки, чтобы надзиратели одели им наручники.
После полученной команды выйти из камеры, осужденные быстро делают это и, наклонившись и упираясь головой, становятся к стенке.

В колонии на все случаи жизни предусмотрены различные приспособления. Еслизаключенный заболел, дежурный по камере нажимает кнопку вызова, у инспекторабезопасности на посту зажигается табло с номером камеры, после чего он выясняет причину вызова. При необходимости на специальной деревянной лопатке в камеру передаются таблетки.

С осужденными сотрудники администрации колонии общаются строго по уставу - короткими приказами. При выводе заключенного из камеры его сопровождают двое инспекторов. В случае возникновения эксцесса охранник обязан выбросить ключи включеулавливатель, который представляет собой приваренную к полу трубу малогодиаметра, расположенную рядом с камерой.

Определенные порядки также регламентируют сон осужденных. Ониобязаны спать при ярком свете головой к двери, при этом запрещенонакрывать лицо одеялом. В случае нарушения внутренних правил начинаетдействовать принцип "один за всех, все за одного". Все обитатели камеры покоманде надсмотрщика моментально вскакивают и принимают дежурную позу,становясь у стенки. И продолжают так стоять, дожидаясь специального указания охранника на продолжения сна.

В "доме смертников" содержатся самые разнообразные их категории: от бывших рабочих до бывших сотрудников правоохранительных органов и террористов. Объединительным фактором для этой пёстрой кампании является лишь то, что они лишили жизней не одну тысячу людей.

Образчиками обитателей "Чёрного дельфина" могут служить бывший мастер ПТУ Сергей Шипилов, который убил 12 женщин, или маньяк Олег Рыльков, надругавшийся над 37 малолетними девочками. А также ушедший недавно в мир иной чеченский террорист Салман Радуев или боевик Темирбулатов по кличке "Тракторист", отбывающий наказание за зверские убийства мирных жителей и военнослужащих.

Но даже отбывающие наказания за жестокие преступления бандиты из Чечни представляются почти ангелами в сравнении с людоедом Владимиром Николаевым, который убивал своих собутыльников, затем разделывал их трупы в ванне, куски человеческого мяса продавал на рынке, а часть оставлял себе для приготовления мясных блюд.

В колонии содержатся представители различных конфессий, к ним постоянно приезжают священнослужители и проводят по внутренней радиосети религиозные службы. Для большинства обитателей "Чёрного дельфина" приобщение к религии является единственным отвлечением от действительности.
Помимо веры в бога, осужденные пытаются забыться с помощью переписки с внешним миром и написания кассационных запросов в прокуратуру и Верховный Суд.

Все смертники мечтают, что через 25 лет отсидки Верховный Суд рассмотрит вопрос об их освобождении. Но эти мечты, к счастью для нас, как правило остаются мечтами. В условиях строжайшего режима содержания, скудного питания (22 рубля в сутки) и тюремной эпидемии туберкулеза заключенные тюрьмы достаточно быстро освобождают место для следующих обитателей.

По признанию медиков "Чёрного дельфина", человек, попавший сюда, для своего выживания должен пройти три стадии привыкания к местным условиям. В течение первого года заключенный познает тюремный мир, его порядки и законы. В последующие три года идет процесс стабилизации психологического состояния осужденного, и он становится "роботом", беспрекословно выполняя все указания сотрудников администрации.

На третьем этапе у заключенных имеется два пути, один из которых ведет к полному выключению у смертника любых мыслей о том, что с ним происходит. Если же осужденный внутренне не может смириться с тюремными порядками, то постепенно начинает угасать умственно и физически и очень быстро "сгорает".

Сегодня у обитателей "смертного дома" обратной дороги нет. Они вычеркнуты из спискаживых. Может быть, от знания этого факта хоть чуть-чуть станет легче родственникам загубленных этими существами людей.

Олег Архаров, специально для ИА "Росбалт"