Posted 21 марта 2003,, 09:14

Published 21 марта 2003,, 09:14

Modified 2 апреля, 12:00

Updated 2 апреля, 12:00

Александр Рар: "Pax Americana" - живая реальность

21 марта 2003, 09:14
"Германия многополярного мира и не хочет вовсе. Когда закончится война в Ираке, немцы вновь встанут на сторону США, вот увидите!" - считает немецкий политолог.

Известный немецкий политолог из Германского общества внешней политики, специалист по Восточной Европе Александр Рар специально для ИА "Росбалт" дает свой прогноз развития событий на Ближнем Востоке и их влияния на Европу и весь мир.

- 20-го марта по всей Германии прокатилась волна демонстраций против нападения США на Ирак. Школьники отправились с плакатами на улицы вместо того, чтобы учиться, служащие и рабочие различных предприятий вышли на демонстрации вместо того, чтобы работать. Вам не кажется такая "спонтанная" реакция скоординированной?

- На самом деле, для Германии это настоящий феномен.
Не только потому, что впервые за десятки лет на улицах городов вновь появились в таких впечатляющих количествах антивоенные демонстрации, но еще и потому, что впервые в послевоенной истории Германии народ и правительство едины в своем стремлении противостоять войне. Министры федерального правительства участвуют в демонстрациях в Берлине, а канцлер ФРГ с трибуны Бундестага говорит слова, которые можно услышать на любом антивоенном митинге. Абсолютное большинство немцев протестует против этой войны.

- Тем не менее, полного единства в отношении к боевым действиям в Ираке все-таки не наблюдается. Шеф влиятельнейшей в ФРГ партийной коалиции ХДС/ХСС Ангела Меркель заявила, что христианские демократы поддерживают США...

- Тут проявляется двойственность чувств, которые можно наблюдать у любого немца.
С одной стороны, немцы очень боятся, что война Америки против Ирака превратится в войну христианского Запада с исламом. Боятся взрывов бомб на немецких улицах, боятся сумасшедших "воинов Аллаха", захватывающих самолеты и рассылающих по почте порошки с чумой и сибирской язвой.
Кроме того, следует держать в голове, что немцы за десятки послевоенных лет стали законченными пацифистами.

Им вдолбили пацифизм в головы настолько, что некоторые молодые люди стали даже воинствующими пацифистами - именно они шумят сейчас на площадях немецких городов. Это проявилось еще во время войны в Косово, когда Германия поддержала НАТО и даже направила свои войска в Югославию - но всё это неуверенно, скрепя сердце и преодолевая мощнейшее сопротивление в первую очередь в собственной голове.
С другой стороны, немцы - я имею в виду не только правительство, политиков, но и простых граждан Германии - так вот, немцы боятся потерять Америку в качестве друга и защитника.

С самой войны американцы помогали Германии отстраиваться, развиваться. Да, их теперь обвиняют в том, что делали они это, преследуя собственные цели, но факт остается фактом: именно Америка и никто другой помогла Германии стать "локомотивом Европы", экономически развитой и политически влиятельной страной. Поэтому теперь многие немцы просто не решаются ссориться с Америкой из-за Саддама Хусейна.

- Однако в своем обращении к народу президент Германии Йоханнес Рау всерьез предупредил о недопущении антиамериканизма в ФРГ. Значит, он всё же имеется?

- На мой взгляд, антиамериканские тенденции в немецком обществе не просматриваются. Скорее, можно наблюдать некий общественный шок: столько лет американцы были примером для подражания, друзьями и защитниками, и вдруг они ввязываются в столь неприглядную авантюру...
Полагаю, все резкие слова в адрес США, прозвучавшие из уст немцев, можно отнести именно на этот счет.

- Канцлер Шрёдер, первым из европейских лидеров еще осенью заявивший о своем неприятии американских действий в Ираке, оказался сейчас как бы отставлен в сторону президентами Франции и России. Именно французские и русские голоса слышны более других в протестующем хоре...

- Должен сознаться: я считаю Шрёдера самым честным из всех трех упомянутых руководителей. Он протестует против войны, не преследуя при этом никаких целей, кроме попытки сдержать данное избирателям обещание. Его пацифизм порой просто-таки наивен. Ширак, как и Путин, оставили для себя кое-какие лазейки, позволяющие поторговаться со Штатами, а Шрёдер буквально изолировал сам себя - даже в пределах самой Германии.

Тот же Йошка Фишер, говоря об иракском конфликте, постоянно смягчает тон, постоянно лавирует, старается оставить ФРГ простор для маневра - а Шрёдер попросту в ужасе от того, что делает Буш, и не скрывает этого.
В его реакции нет никакой торговли, никакой геополитики.
В тройке "европейских протестантов" лидирует Франция, именно руководство этой страны старается уже сейчас завоевать как можно больше политического пространства в послевоенном "многополярном" мире.

Французы надеются, что именно вокруг их страны будет концентрироваться новый политический "полюс", противовес Pax Americana. А Германия многополярного мира и не хочет вовсе. Когда закончится война в Ираке, немцы вновь встанут на сторону США, вот увидите.

- Это ваш прогноз? А когда, по-вашему, эта война завершится?

- Я не специалист в военных вопросах. Впрочем, полагаю, что недели через три. По крайней мере, если судить по реакции биржи.

- И что же будет дальше?

- Все успокоятся, все привыкнут к новой, реальной расстановке сил..., - а Штаты займутся "разоружением" Северной Кореи, Ирана, может - Сирии, будут совершать новые ошибки...

Америка сейчас - единственная супердержава в мире, причем пика своей мощи она даже еще не достигла. Pax Americana - это реальность нашего времени, от этого никуда не деться. Конечно, когда-нибудь и это закончится. Лет через десять, я полагаю, многополярность мироустройства проявится гораздо более ощутимо, и вот тогда нужно будет иметь уже реформированную ООН - не в нынешнем ее виде.

- Вы считаете, что из-за иракского конфликта значение ООН снизилось?

- Значение ООН как "мирового правительства" стало сходить на нет еще со времен конфликта в Косово. Эта организация вот уже шестой год как нуждается в реформе, ведь она создавалась, исходя из послевоенных реалий 1945 года, потом подгонялась под "холодную войну". А теперь вот - новая реальность.

В новом "мировом правительстве" обязательно должны участвовать страны Юга - та же Бразилия, та же Индия, тот же Пакистан, Австралия. У них - своё видение мира, свои проблемы, о которых нынешняя ООН не слишком много знает.
Если не учитывать их интересов - вместо ушедшего в небытие конфликта Запада и Востока может разразиться конфликт Севера с Югом - этого кто-нибудь хочет?

Кроме того, Россия и Германия также могут оказаться весьма важны для нового мирового сообщества.

- А может ли, в свете вышеизложенного, случиться так, что Германия... нет, скажем шире - Евросоюз станет тесно сотрудничать с Россией?

- Евросоюз - организация весьма жизнеспособная, она продолжает развиваться, причем весьма успешно. Европейцы уже поняли, что в качестве национальных государств у них нет шанса стать значимыми фигурами в многополюсной структуре человечества. Только единая Европа чего-то стоит. Причем, обратите внимание - пока сильна Америка, пока мир являет собой Pax Americana - Европа может и, скорее всего, будет сильна экономически и благополучна.

Но подлинное политическое значение у Евросоюза еще впереди. И в тесном взаимодействии с Россией значение обеих сторон может усилиться. Так что всё возможно. Правда, сейчас всё это не так: европейцы по старой памяти не доверяют русским - сильны традиции "холодной войны".
Русские же, опять-таки привычно, не слишком верят тем же немцам - наследие Второй мировой войны.

Должно смениться активное поколение, чтобы сотрудничество стало развиваться по-настоящему.
Что ж, время у нас еще есть.

- Будем надеяться...

Беседовал Борис Немировский, Берлин