Posted 16 сентября 2003,, 14:24
Published 16 сентября 2003,, 14:24
Modified 2 апреля, 10:37
Updated 2 апреля, 10:37
Как известно, Указом Президента РФ N1500 от 28 декабря 2001 года были созданы региональные комиссии по помилованию при главах субъектов РФ. Полномочия упраздненной комиссии по помилованию при Президенте были делегированы в регионы. Одним из мотивов этого решения тогда было представление о том, что на местах виднее - кого из осужденных, просящих о помиловании, можно простить, а кого нет.
Два года спустя после изменения прежней системы комиссия по помилованию республики Удмуртия готовит письмо Президенту РФ с просьбой разъяснить, для чего же она создана...
Членам удмуртской комиссии обидно - за всё время их работы лишь один осужденный, за которого они ходатайствовали, был помилован. В то же время, по словам секретаря комиссии Сергея Антонова, в обход этого органа свободу получили четверо заключенных из Удмуртии. Это еще сильнее оскорбило членов комиссии, можно сказать, задело за живое: с их мнением не считаются! Более того, оказался уместным вопрос - есть ли вообще смысл продолжать работу?
Между тем, главы регионов вполне доверяют своим комиссиям. Так, в Удмуртии не зафиксировано ни одного случая, когда президент республики отклонил бы прошение о помиловании, представленное республиканской комиссией. А вот в столице страны региональные комиссии, видимо, находятся "под подозрением".
За первое полугодие 2003 года в 20 субъектах РФ (среди которых Башкирия, Пензенская область, Коми-Пермяцкий автономный округ) не было помиловано ни одного осуждённого, за которого просили местные комиссии, в 16 регионах - по одному, в абсолютном большинстве других регионов - помиловано от 2 до 4 осуждённых. Зато решения по помилованию в обход региональных комиссий принимаются регулярно.
По мнению Сергея Антонова, печальный опыт деятельности региональных комиссий, который заключается в практически полном отсутствии результатов - следствие непродуманного законодательства в этой области, а также неправильной политики администрации Президента.
Однако, по мнению председателя комиссии по помилованию Нижегородской области Николая Пугина, ситуация в Удмуртии - скорее исключение, чем правило. "В этом нет системы, иначе подобное происходило бы и у нас, - сказал он корреспонденту "Росбалта". - А принятия решений без учёта мнения региональной комиссии у нас не случалось никогда".
Происходящее в Удмуртии нижегородский председатель считает лишь совпадением обстоятельств. Ходатайства аналогичной нижегородской комиссии удовлетворяются в 55-60% случаев. Это вполне приемлемая цифра. По словам Николая Пугина, она действительна и для других регионов. В первые месяцы работы комиссий большинство ходатайств действительно отклонялись, но это было связано с недостатком опыта у членов новообразованных комиссий. Прошения осуждённых были плохо подготовлены и слабо аргументированы. Сейчас ситуация значительно улучшилась.
Тем не менее, трудности у местных комиссий всё-таки есть, и весьма ощутимые - из числа тех, что мешают работать. Но, в отличие от коллеги из Удмуртии, нижегородский председатель видит их в другом. Главная на сегодняшний день проблема связана с увеличением сроков рассмотрения ходатайств из регионов в аппарате Президента РФ. В этом отношении закон о комиссиях необходимо корректировать и совершенствовать.
Дело в том, что с момента подачи прошений осужденных до издания указов о помиловании или отклонения прошений проходит в среднем около полугода. Срок для властных институтов, может быть, несущественный. Но для конкретного человека, находящегося не на Карибских островах, а в российской тюрьме, полгода - это целая вечность. А представьте себе положение заключенного дисциплинарного батальона, в который отправляют на сроки до 2 лет. Указ о помиловании может застать его уже на свободе...
Сложившаяся сегодня ситуация имеет в своей основе причины чисто формального свойства. Просто объем рассматриваемых в федеральном центре дел настолько велик, что не позволяет бюрократическому механизму работать быстрее.
Николай Пугин считает, что выход из положения - в наделении региональных комиссий более широкими функциями. Разумеется, никто не оспаривает у Москвы её прерогативы. Однако, делегировать принятие решений по мелким правонарушениям в пользу губернаторов, было бы, по мнению председателя нижегородской комиссии по помилованию, вполне разумно. Потому что нынешнее положение дел явно не соответствует здравому смыслу: прошения комиссий по осуждённым за кражу, скажем, 1000 рублей, отправляются Президенту и рассматриваются наравне с прошениями от серийных убийц и бандитов. По словам Николая Пугина, в этом отношении с ним согласны представители абсолютного большинства региональных комиссий по помилованию.
Региональные комиссии находятся в непосредственной близости от просителей, им действительно во многих случаях виднее. Члены комиссий не сидят сложа руки в своих кабинетах: они выезжают в колонии, общаются с заключенными. В составе комиссий - профессиональные юристы, врачи, журналисты, люди, заслужившие уважение своих сограждан. Результаты их деятельности - не абстрактные цифры, а судьбы людей, которым дают шанс вернуться в общество. И, конечно, вызывает сожаление то, что непростая работа членов региональных комиссий зачастую оказывается невостребованной.
Очевидно, в данный момент не всё благополучно в работе комиссий по помилованию, и прежде всего несовершенны правила, установленные для них федеральным центром. Необходима корректировка существующего законодательства с использованием накопленного в регионах опыта, в том числе негативного. Чтобы заключенные, подав прошение о помиловании, могли быстро получить определённый ответ на единственно волнующий их вопрос.
Александр Поздняков, ИА "Росбалт". Нижний Новгород