Posted 10 октября 2003,, 12:02

Published 10 октября 2003,, 12:02

Modified 2 апреля, 09:47

Updated 2 апреля, 09:47

Нобелевский лауреат Виталий Гинзбург "не хочет в Стокгольме говорить тягомотину"

10 октября 2003, 12:02

МОСКВА, 10 октября. "Во время получения Нобелевской премии в Стокгольме мне предстоит произнести лекцию, и я думаю что делать", - сообщил в эфире радио "Эхо Москвы" лауреат Нобелевской премии 2003 года российский физик Виталий Гинзбург. По его словам, стандартный путь для составления таких лекций - это рассказ лауреатов "как они дошли до такой жизни", и в чем суть их работ, отмеченных премией. Это правильный и естественный путь, считает Гинзбург, но бывают и исключения из общего правила.

"Петр Капица получил Нобелевскую премию в 1978 году. Ему тогда было 84 года, и Капица выкинул такой номер. Во время своей речи он заявил, что забыл, чем занимался, и не понимает, за что ему дали премию", - сообщил Гинзбург. Он отметил, что ему уже 87 лет. "Я переплюнул Капицу, и, наверно, являюсь самым старым Нобелевским лауреатом, - отметил ученый. - Я, конечно, все помню, но мне ужасно не хочется опять рассказывать эту тягомотину, как и чем я занимался много лет назад".

По словам Гинзбурга, с середины прошлого года он занимался высокотемпературной сверхпроводимостью. "Одна из моих первых работ, которая опубликована в 1944 году, была посвящена термоэлектрическим эффектам сверхпроводников. Я там предложил несколько новых эффектов. До сих пор, хотя прошло уже почти 60 лет, на это не обращают должного внимания, хотя там есть некоторые интересные загадки", - подчеркнул Гинзбург. Он считает, что о прошлых работах надо рассказать "два-три слова".

Вторая часть лекции будет посвящена термоэлектрическим эффектам сверхпроводников, "где есть реальные проблемы, а не только история". "В третьей части я расскажу о своем увлечении. Я написал статью, которая называется "Какие проблемы физики и астрофизики представляются наиболее важными и интересными в начале XXI века", - сообщил Гинзбург. По его мнению, это своего рода физический минимум. "Я считаю, что всякий культурный и образованный физик должен знать не только тему своей непосредственной работы, но и иметь взгляд на физику в целом. Поэтому в меру своих способностей я старался это сделать, сконцентрировав внимание на таких узловых вопросах. Это очень субъективно, но мне это было интересно", - подчеркнул ученый.