Posted 17 октября 2003,, 13:05

Published 17 октября 2003,, 13:05

Modified 2 апреля, 09:43

Updated 2 апреля, 09:43

"Автогражданка" попала под выборную машину

17 октября 2003, 13:05
Страховщики обвиняют депутатов Госдумы в предвыборном популизме, парламентарии сетуют на давление лоббистов. Автовладельцы же не ждут ничего хорошего ни от первых, ни от вторых.

Принятый в минувший вторник депутатами Госдумы в первом чтении законопроект, откладывающий действие Закона об ОСАГО на год, вызвал гневное возмущение страховщиков, которые уже более трёх месяцев заключают договоры об автогражданской ответственности. Они подчеркивают, что, несмотря на то, что законопроект об отсрочке принят в первом чтении, принятый ранее закон об "автогражданке" продолжает действовать и будет работать до тех пор, пока документ об отсрочке не примут в трёх чтениях и не подпишут у Президента. Поэтому пока что страховщики спокойно продолжают работу по заключению обязательных договоров с автовладельцами.

Однако депутат Госдумы Юлий Рыбаков считает, что это неправильно. Все страховые кампании, занимающиеся автострахованием, должны прекратить принудительно страховать граждан, либо перевести отношения с ними на добровольную основу, - считает парламентарий.

По мнению же страховщиков, закон об отсрочке введения обязательного страхования - чисто популистский шаг, предпринятый депутатами накануне выборов нового состава Госдумы. Таким образом, считают бизнесмены, парламентарии просто хотят дёшево заработать дополнительные очки у избирателей.

Правда, обе стороны сходятся в том, что закон об ОСАГО необходим, потому что на российских дорогах царит произвол, а количество ДТП и их жертв растёт в геометрической прогрессии. Кроме того, аналогичный закон действует во всех цивилизованных странах, какой себя хочет считать и Россия. Но если страховщиков полностью устраивает уже принятый Закон, то депутаты намерены если не подготовить новый, то хотя бы внести поправки в существующий.

Юлий Рыбаков, в свою очередь, уверен, что закон нужно переделывать полностью, потому что он был принят под сильным лоббистским воздействием на ведущие депутатские фракции со стороны страховщиков. Кроме того, считает он, Правительство обмануло депутатов: первоначально тарифы в законопроекте были одни, а потом оказались больше запланированных в 2-2,5 раза. Поэтому их надо снизить и установить льготы для пенсионеров, инвалидов и малоимущих, но при этом не стоит забывать, что эти льготы будут предоставлены за счёт остальных автовладельцев.
Депутат также намерен бороться за то, чтобы автовладельцы могли заключать не только долгосрочные, но и краткосрочные договоры - на месяц, два, три, несколько дней.

Еще одно изменение, которое должно быть, по мнению Рыбакова, внесено в закон - это предоставление права заключать страховой договор как на полную, так и на частичную компенсацию ущерба, причем в случае аварии деньги должны выплачиваться уже на следующий день. "За год страховщики соберут со всех автовладельцев такую сумму, что смогут купить весь автопарк России", - заявляет Рыбаков. Он уверен, что в законе должна быть предусмотрена большая материальная ответственность для тех автовладельцев, которые были признаны виновниками ДТП ранее. Совместно с Виктором Похмелкиным Юлий Рыбаков подготовил соответствующие поправки, которые будут внесены в Думу в ближайшее время.

Страховщики же справедливо обращают внимание на то, что депутаты, пытаясь отменить закон задним числом, не подумали о тех добросовестных и законопослушных автовладельцах, которые уже приобрели полисы ОСАГО. Если законопроект об отсрочке всё-таки будет принят, эта категория, по их мнению, довольно долго не сможет получить возмещение ущерба. И в лучшей ситуации окажутся те, кто не спешил выполнять требования закона об "автогражданке".

Напомним, что согласно действующему Закону об ОСАГО, с 1 января 2004 года предполагается взимать штрафы за отсутствие у водителей страхового полиса. Депутаты Госдумы планируют рассмотреть законопроект об отсрочке действия этого закона в начале ноября. Юлий Рыбаков надеется, что он будет принят сразу во втором и третьем чтениях. По его мнению, за год депутаты сумеют договориться по основным пунктам Закона, чтобы он был приемлемым для всех.
В то же время многие рядовые автовладельцы уверены, что Закон об ОСАГО не будет реально действовать в России до тех пор, пока россияне не овладеют культурой вождения.

Марина Голубева, ИА "Росбалт"