Так ли уж един "единый 01?"

Как подчёркивают региональные руководители МЧС, телефон "01" в Петербурге не подменяет собой других телефонов оперативного реагирования - "02", "03" , "04" и телефонов коммунальных служб.

5 ноября начальник Главного управления по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга Виктор Сафьянов, а также и.о. начальника Управления государственной противопожарной службы МЧС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (УГПС) Леонид Беляев провели пресс-конференцию, после которой стало ясно: многообещающий эксперимент с созданием в Петербурге единой службы "01", стартовавший в начале текущего года, проходит, скажем так, не без шероховатостей.

А представители общественной организации "Россия Молодая", во главе с Еленой Табаковой, организовавшие накануне в ИА "Росбалт" конференцию "Проблемы безопасности жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области и предупреждение чрезвычайных ситуаций", были не так уж далеки от истины в своих весьма критических оценках городской практики в сфере ЧС.

В городе как таковая отсутствует концепция обеспечения региональной безопасности. Об этом в своих выступлениях на конференции говорили и завкафедрой национальной безопасности петербургской Академии Госслужбы Алексей Прохожев, и член Научно-технического совета Санкт-Петербурга профессор Герман Потехин, и многие другие участники.
Однако опыт, который уже накоплен в Петербурге за время функционирования единой чрезвычайной службы, может весьма пригодиться и в масштабах всей России...

На всякий пожарный случай. И не только пожарный

Итак, в соответствии с приказом министра РФ по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу с 1 ноября телефон спасения "01" должен заработать во всех регионах России. Между тем, в Санкт-Петербурге по этому номеру сообщения о любых происшествиях и авариях - подчеркнём - происшествиях и авариях - принимаются с 1 января 2003 года, и, таким образом, определенная практика работы в новых условиях уже есть.

На первый взгляд, всё должно быть просто. Любой экстренный вызов, поступивший на "01", регистрируется операторами. По утверждению исполняющего обязанности начальника УГПС Леонида Беляева, на обработку одного сигнала уходит всего несколько десятков секунд: если происшествие относится к компетенции "обычных" пожарных, то на место происшествия выезжают они. Если нужны спасатели, операторы направят на место происшествия спецчасть пожарной охраны либо "перекинут" заявку дежурному МЧС, с которым у дежурной части УГПС налажены постоянно действующие каналы связи.

К перечню происшествий, на которые выезжают пожарные подразделения, относятся: пожары, взрыв или угроза взрыва, ДТП, ЧС на коммунально-энергетических сетях, на высотах, на воде (в том числе и с проведением подводных работ), ЧС природного и техногенного характера, аварии на железнодорожном и воздушном транспорте.

За 10 месяцев 2003 года единая служба "01" приняла 4285 заявок. 3236 звонков отработали пожарные. Остальное пришлось на долю спасателей. При этом далеко не все заявки касались непосредственно пожаров. Так, в 1349 случаях пожарным пришлось вскрывать захлопнувшиеся входные двери. В 277 случаях - устранять последствия дорожно-транспортных происшествий. В 47 случаях - выезжать на ЧП на теплоцентралях и в котельных, 35 раз - ликвидировать последствия разливов из железнодорожных цистерн химически активных или ядовитых жидкостей. В 6 случаях - снимать с деревьев забравшихся туда кошек и даже... человека, который залез на купол церкви и не мог самостоятельно спуститься оттуда.

В Санкт-Петербурге не пошли по пути, например, Курска, где единую службу создали чуть ли не путем механического объединения всех остальных дежурных служб; или тех регионов, где единую службу пытаются создать на основе дежурных служб администраций городов и районов. В Северной столице - без преувеличения - не было бы счастья, да несчастье помогло. До 1999 года в городе работала система, созданная еще к Олимпиаде 1980 года. По тем временам - вполне современная, за нее разработчикам в свое время дали премию Ленинского комсомола. Увы, со временем всё ветшает. Новую систему запустили в 2002 году.

Для работы единой службы в Петербурге смонтирована современная цифровая АТС "Коралл-3", которая обеспечивает приём заявок сразу по 60 линиям, вместо имевшихся ранее 15. В оперативном зале созданы два радиоцентра для поддержания каналов связи с работающими подразделениями. Всё это показали журналистам, которых специально пригласили в новый оперативный центр. Красиво. Впечатляет.

Леонид Беляев затруднился назвать сумму, которая была освоена в ходе коренной модернизации системы управления, однако эту цифру озвучили участники конференции в "Росбалте": из городского бюджета был выделен 1 миллион долларов. Станция, действующая в Санкт-Петербурге, уникальна не только для России, но и соответствует (а в чём-то и превосходит) лучшим зарубежным образцам.

Однако, как неоднократно - и весьма настойчиво - подчеркивали на пресс-конференции руководители региональных подразделений МЧС, телефон "01" не подменяет собой других телефонов оперативного реагирования - "02", "03" , "04" и телефонов коммунальных служб.

С больной головы...

Как сообщил на конференции в "Росбалте" главный врач городской службы "03" Алексей Бойков, начиная с 1 ноября у "скорой" уже возникли проблемы - граждане, услышав из сообщений прессы о едином номере "01", стали звонить на него с "медицинскими" вопросами. "Для "скорой" это стало чрезвычайной ситуацией", - говорит Алексей Бойков.
Операторы службы "01", принимающие звонки от больных или их родственников, не имеют опыта их обработки так, как это принято у службы "03", в результате чего может возникнуть реальная угроза жизни пациента, а врачи "скорой", направляясь по вызову, рискуют попасть в непредсказуемую ситуацию.

По данным Алексея Бойкова, за год по телефону "03" от жителей Петербурга поступило около 3 миллионов звонков. Из них собственно вызовов - только 450 тысяч. Остальные звонки носили, по словам главного врача "03", консультационный характер. И для их обработки в службе, помимо диспетчеров, работают специалисты-консультанты высокого класса. Вызовов же, когда приходится оказывать помощь пострадавшим в чрезвычайной ситуации, за год было не более 0,1% от общего количества.

Определенные проблемы, как сообщил на пресс-конференции в УГПС и.о. начальника противопожарной службы Леонид Беляев, могут возникнуть и при приёме операторами "01" информации, например, о совершенном преступлении. Ведь сотрудники дежурной части ГУВД (телефон "02") уже в ходе предварительного приёма информации подходят к ней с учетом милицейской специфики, что операторы "01" вряд ли в состоянии делать.

Безопасность требует системного подхода

По мнению участников конференции "Проблемы безопасности жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области и предупреждение чрезвычайных ситуаций", основной проблемой для города является отсутствие системного подхода к предупреждению ЧС. И отсутствие внимания к этой проблеме со стороны прежней городской администрации. Подчеркнём: не к ликвидации последствий уже случившегося - а именно к предупреждению.

Не принята концепция безопасности города. Которая должна создаваться с учетом Генерального плана развития Санкт-Петербурга, который, в свою очередь, тоже находится в стадии разработки.
В структуре городской исполнительной власти нет должности вице-губернатора, который занимался бы всем комплексом проблем предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Не оценены возможные риски и опасности...

И самое важное: по мнению представителей организации "Россия Молодая", никто не желает оценивать и рассматривать потенциальные угрозы с точки зрения рядового горожанина. Говорить о безопасности не населения, не масс, а обычного человека.
Впрочем, вопрос о том, где в существующих условиях взять средства на проведение всего комплекса мероприятий, необходимых для того, чтобы жизнь отдельно взятого петербуржца стала безопасней, на конференции не поднимался.

Андрей Копланов, ИА "Росбалт"