Posted 11 ноября 2003,, 14:53

Published 11 ноября 2003,, 14:53

Modified 31 января, 19:24

Updated 31 января, 19:24

Электорат окончательно обленился

11 ноября 2003, 14:53
В пресс-центре 'Выборы-2003' ИА 'Росбалт' состоялся круглый стол на тему 'Выборы в Государственную Думу в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - взгляд социологов'.

Период активной фазы думской кампании или предвыборного политического 'безумия' наступил. Кандидаты в депутаты Государственной думы, политические партии и избирательные блоки со всех сторон 'обхаживают' избирателей. Между тем, большинство россиян пока данному событию уделяют минимум внимания. В Петербурге, в частности, за всем происходящим следит около 30% населения, которые в итоге и придут 7 декабря к урнам для голосования.

Во вторник, 11 ноября в пресс-центре 'Выборы-2003' ИА 'Росбалт' состоялся круглый стол на тему 'Выборы в Государственную думу в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - взгляд социологов', на котором петербургские исследователи не просто представили свои данные, но и постарались объяснить сложившуюся предвыборную ситуацию.

В частности, участники круглого стола отметили, что на нынешних выборах электоральная активность будет самой низкой за последние 10 лет. По прогнозам социологов явка вряд ли превысит 35% (10 лет назад на избирательные участки пришло более 50% петербуржцев). Как отмечает политолог Валерий Островский, 'данные выборы являются не судьбоносными для России', потому и политическая активность такая низкая. По мнению политолога, в 1993 году относительно высокая явка была выражением протеста событиям тех лет. В 1995 году элиты реализовывали стратегию 'напугать население возвращением к коммунизму, проведя в Думу большинство левых депутатов'. События 1999 года открывали дорогу для избрания Путина. 'Нынешние выборы ничего не решают', - заметил Валерий Островский.

По его мнению, сегодня элита страны сделала свой выбор в пользу хустисиализма, концепция которого была разработана аргентинским президентом Хуаном Пероном почти 60 лет назад. Подполковник Перон, в 1943 году совершив военный переворот в Аргентине, поставил своей целью создать национальное аргентинское правительство для ускорения промышленного развития, сплотить общество, усилить роль государства. Перон создал концепцию справедливости ('хустисиализм') - процветающего общества с активным участием всех слоев населения в экономической и политической жизни под руководством 'внеклассового' государства. Именно этим, по словам Островского, и можно объяснить последние события вокруг российских 'олигархов'.

В то же время, как показывают данные социологов, действия прокуратуры в отношении 'ЮКОСа' слабо сказываются на электоральных предпочтениях избирателей.
В частности Леонид Кесельман отмечает, что 'дело ЮКОСА' пока 'существенно не повлияло на общие параметры 'коридора' возможной активности петербургских избирателей'. 'Все наши замеры показывают, что преодоление нижней планки участия в голосовании по-прежнему находится под вопросом, - заметил он корреспонденту 'Росбалта'. - Вместе с тем, даже в случае ее преодоления, и на этот раз итоги выборов определят политические предпочтения голосующего меньшинства'.

По его мнению, это выразится в том, что КПРФ 'имеет все шансы уверенно занять вторую позицию, тогда как приход на избирательные участки хотя бы половины 'вероятных' участников голосования выведет на второе место СПС'. Однако это произойдет лишь в том случае, если помимо 'профессиональных' выборщиков представители политических партий смогут привлечь к избирательным участкам и другие категории избирателей. С этим, по мнению социологов, у партий большие проблемы.

Как считает руководитель Агентства Социальной Информации Роман Могилевский, не все избирательные объединения заинтересованы в повышении явки. В частности, по мнения социолога, такой надобности нет у 'Единой России', КПРФ и блока 'Родина'. 'Однако это не означает, что представители данных партий будут намерено ее снижать, - заметил он. - Они просто не будут работать на явку'. Роман Могилевский также отметил, что наибольшая заинтересованность в явке избирателей у правых партий - СПС и 'Яблока'.

Но те, по словам Татьяны Протасенко (Социологический институт РАН), вместо работы с явкой утонули в бесполезной дискуссии с левыми силами и борьбе за пожилых избирателей. 'Нынешняя предвыборная стратегия СПС и 'Яблока' свидетельствует, что партии не понимают всю сложность предвыборной ситуации, - заметила она. - Правые забыли про средний класс и свои лозунги четырехлетней давности ('Смена элит', 'Кадровый резерв'), что постепенно приводит к некоторому сокращению числа их сторонников'. 'Если в Петербурге такая ситуация, то в целом по России еще хуже', - заключила социолог.

По данным заведующего кафедрой теории коммуникации СПбГУ Дмитрия Гавры картина электоральных предпочтений в городе на Неве выглядит в целом следующим образом. По результатам уличного опроса, проведенного 3-6 ноября среди 2000 петербуржцев, первое место занимает 'Единая Россия'. За нее готовы проголосовать 16,5% активного населения. Второе место пока принадлежит СПС с результатом 8%. КПРФ свои предпочтения отдали 6-6,5%, 'Яблоку' - 6%, ЛДПР - 4%, блоку 'Партия Возрождения России - Российская партия жизни' - 3-4%, против всех - 7% респондентов.

В Ленинградской области, по данным независимого эксперта Александра Минакова (опрос проводился методом телефонного опроса при выборке 1108 человек), картина несколько иная. Там СПС набирает только 2% голосов активного электората. За 'Единую Россию' готовы проголосовать 30,3% избирателей, за КПРФ - 13,1%. Пятипроцентный барьер преодолевают блок 'Партия Возрождения России - Российская партия жизни' (6%), кандидат 'против всех' (5,4%), ЛДПР и 'Яблоко' (5,1%).

Безусловно, через месяц агитационной кампании ситуация может несколько измениться. На это способны повлиять несколько факторов: телевизионные дебаты, поддержка партий и кандидатов первыми лицами страны и регионов, агитационные материалы...
По данным опроса Дмитрия Гавры на предпочтения 31% петербуржцев может повлиять мнение Владимира Путина, 17% готовы прислушаться к губернатору Валентине Матвиенко. Кроме того, 15% избирателей внимательно читают агитационные материалы кандидатов и политических партий, 17% останавливают на них свое внимание, еще 40% иногда просматривают. А 30% петербуржцев даже открывают двери всем агитаторам. Таким образом, к декабрю данные социологов могут быть несколько подкорректированы, но существенно ли? На этот вопрос можно будет ответить только к началу декабря.

Елена Панова, ИА 'Росбалт'