Posted 14 ноября 2003,, 12:26

Published 14 ноября 2003,, 12:26

Modified 2 апреля, 09:30

Updated 2 апреля, 09:30

Генпрокуратура вошла во вкус

14 ноября 2003, 12:26
У сторонников ограничения независимости Центробанка появился влиятельный союзник. Лишить ЦБ самостоятельности предложил заместитель генерального прокурора России Владимир Колесников.

У сторонников ограничения независимости Центробанка появился влиятельный союзник. Лишить ЦБ самостоятельности предложил заместитель генерального прокурора России Владимир Колесников. Впрочем, эксперты финансового рынка полагают, что на этот раз Генпрокуратура сделала холостой 'выстрел' - вряд ли ей удастся изменить статус Банка России.

Владимир Колесников, выступив 13 ноября на международной конференции 'Контрафактная продукция - проблемы и пути их решения', неожиданно для всех сделал заявление о том, что необходимо коренным образом изменить права и обязанности ЦБ. 'Центральный банк должен стать государственной структурой и подчиняться правительству или президенту страны, и ссудный процент должен быть равен нулю', - сказал замгенпрокурора. И добавил, что настаивает на этом 'лично'. 'А то мы какую-то прибыль в Центробанке получаем', указал Колесников, а потому 'Центробанк должен обеспечивать кровеносную систему экономики деньгами'.

Говоря об этом, замгенпрокурора не мог не помнить о том, что Банк России наделен особым правовым статусом. Это значит, что докладчик, в сущности, предложил изменить Конституцию РФ и закон о Центробанке. А они, напомним, гласят, что Банк России подотчетен Госдуме и осуществляет независимо от любых других федеральных органов государственной власти. При этом глава банка назначается на свой пост и освобождается от должности именно по представлению президента страны. Все это означает, что ЦБ отнюдь не является 'госструктурой' в том смысле, которой вкладывал в этом понятие Колесников.

За последние годы некоторые федеральные чиновники, а также депутаты Думы неоднократно предпринимали попытки ограничить независимость ЦБ. В последний раз соответствующие поправки вносились в закон о Банке России летом 2002 г. Однако каждый раз это встречало мощное сопротивление ЦБ и его лобби в парламенте, в результате чего суверенитету этой структуры так и не был нанесен какой-либо существенный урон. И сейчас эксперты сомневаются в том, что кому-либо удастся изменить законы и поставить деятельность Банка России в прямое подчинение от указов президента или распоряжений главы правительства.

Наблюдатели уверены, что позиции руководства ЦБ достаточно сильны, чтобы отстоять свой суверенитет. Тем не менее, не стоит забывать, что с этой инициативой выступил не кто-нибудь, а Генпрокуратура, которая за последние месяцы стала главным ньюсмэйкером страны в свете, например, 'дела ЮКОСа'. Поэтому, некоторые наблюдатели опасаются, что, говоря о том, что 'ЦБ должен подчиняться правительству или президенту', Колесников как раз и выражал волю высших эшелонов федеральной власти.

Впрочем, аналитик инвесткомпании 'Атон' Тимоти Маккачен так не считает. 'Думаю, что никаких резких изменений не будет, и сегодняшнее положение всех устраивает', - говорит он. По его мнению, правительство и президент и так определяют политику Центробанка. 'Я не думаю, что Банк России действует без взаимопонимания между другими федеральными структурами, невозможно предположить, что люди в ЦБ придумывают свои собственные экономические планы, ни с кем не считаясь', - говорит Маккачен.

В силу этого эксперты недоумевают по поводу того, что, собственно, хотел сказать своим заявлением Колесников. 'Боюсь, налицо недопонимание задач Центробанка, - говорит Маккачен. - Ведь он не выдает займы - он контролирует финансовое положение на валютном рынке и регулирует ликвидность между банками', - продолжает он. Поэтому аналитик не исключает, что замгенпрокурора просто хотел сказать, что у государства должен быть свой банк, который будет обслуживать его нужды.