Posted 15 ноября 2003,, 11:27

Published 15 ноября 2003,, 11:27

Modified 2 апреля, 09:30

Updated 2 апреля, 09:30

Так говорил Джордж Буш-младший

15 ноября 2003, 11:27
Джордж Буш-младший намерен и впредь 'нести мир, безопасность и свободу людям во всем мире'. Такова историческая миссия США, считает американский президент.
Новый красный день календаря

Историческая речь

Относительно остальных народов Буш все объяснил чуть ранее. Выступая 6 ноября в Вашингтоне в связи с 20-й годовщиной Национального фонда за демократию, он изложил свое видение демократии и свободы, как на Ближнем Востоке, так и во всем мире. В своей речи Джордж Буш говорил о победном шествии демократии по всей Земле. 'В начале 70-х годов в мире было около 40 демократических стран. В конце XX столетия в мире насчитывалось уже 120 демократических государств - и, уверяю вас, что их число будет расти', - заявил президент США.

Так в чем же причина этого беспрецедентного за последние 2500 лет (датировка Буша-младшего - С.М.) роста числа демократических стран по всему миру? На это вопрос есть очень простой ответ, который Буш-младший дал в несколько футурологической форме: 'Будущим историкам еще предстоит объяснить, почему это произошло. Но мы уже знаем некоторые причины, которые они назовут. Не случайно, что появление многих демократий совпало со временем существования демократии в самой влиятельной стране мира'.

Приведем еще несколько высказываний из этой исторической речи. 'Соединенные Штаты взяли на себя военные и моральные обязательства в Европе и Азии, что позволило защитить свободные нации от агрессии, и создало предпосылки для процветания новых демократий. Обеспечивая безопасность целых государств, мы одновременно оказывали моральную поддержку угнетенным народам'.
Конечно, все еще остаются деспотические режимы. И при этом мало кто понимает, что там происходит. Но не в США, где не только понимают, но и действуют. 'Люди, находившиеся в исправительных лагерях, участвовавшие в запрещенных профсоюзных митингах, тайно посещавшие церкви, знали, что остальной мир плохо понимает, в каком кошмаре они живут. Но они знали и то, что в мире есть, по крайней мере, одна страна, где ценится и защищается свобода. И они молили судьбу о том, чтобы Америка не забыла о них, не забыла о своей миссии: защищать и поддерживать свободу во всем мире'.

Надо ли говорить, что незамедлительно Госдепартамент представил внушительный список случаев, когда США встала на защиту свободы.

Возвращение морали

Политика и философия Джорджа Буша все более становится похожей на линию своего предшественника Вудро Вильсона - первого 'выездного' президента США, который начал вмешиваться во время Первой мировой войны в судьбы мира, выйдя из материковой изоляции и дав начало американской гегемонии.

Буш и его советники пытаются сотворить новую стратегическую линию. После 11 сентября вся американская пропаганда была направлена на выявление и изобличение международного терроризма по всем мировым закоулкам. Внешнеполитический курс Вашингтона нещадно пользовал террористическую угрозу, развивая успешное наступление в Афганистане, Средней Азии, Ираке...

Но с легендой международного терроризма вышло несколько проблем. Во-первых, в Ираке американцы не смогли найти достаточных доказательств его присутствия до свержения Саддама. В то время как после изгнания Хусейна их хоть отбавляй. Во-вторых, брэнд борьбы с международным терроризмом используют и конкуренты, причем без приобретения авторских прав. Например, Россия в Чечне.

Все это вынудило Буша и компанию разработать новую эпопею. Найдена миссия США, которая и так витала в воздухе - самоотверженная борьба за свободу всех. Надо ли говорить, что свобода понимается, как и в случае с Вильсоном, несколько странно и абстрактно. Вильсон в своих знаменитых 14 пунктах по окончании Первой мировой войны провозгласил свободное самоопределение малых народов. Благое намерение, которое до сих пор сотрясает просторы земного шара, приводя к разрастанию сепаратистских движений по всему миру.

В США уже говорят, что происходит возвращение морали в политику, что в Буше соединились два великих начала: мессианство Вудро Вильсона, стремившегося нести остальному миру свет свободы и демократии, и 'реализм' в духе Генри Киссинджера и Ричарда Никсона.

История свободы - это история сопротивления. Так сказал Вильсон.
Прогресс на пути к свободе являет собой мощную тенденцию. Так сказал Буш-младший. И добавил. 'Правда, мы знаем, что свобода может быть утрачена, если ее не защищать. Успех на пути к свободе не есть результат исторической диалектики. По определению, успех на пути к торжеству свободы зависит от выбора и мужества свободных народов, от их готовности к самопожертвованию. В окопах Первой мировой, на двух фронтах в 40-е годы, в трудных боях Корейской и Вьетнамской войн, в рамках миссий по спасению и освобождению людей практически на всех континентах, американцы всегда самым ярким образом демонстрировали нашу готовность к самопожертвованию во имя свободы'.

После этих слов хочется узнать - где находится следующий полигон для самопожертвования по-американски?

Эпилог

Свобода - это и небесное предначертание для человечества, и лучшая надежда на прогресс здесь, на Земле. Так говорил недавно Джордж Буш-младший.

Самвел Мартиросян, ИА 'Росбалт'