Posted 24 ноября 2003,, 11:49

Published 24 ноября 2003,, 11:49

Modified 2 апреля, 09:26

Updated 2 апреля, 09:26

Пиррова победа российской дипломатии

24 ноября 2003, 11:49
Позиция России в грузинском кризисе открывает прямую дорогу к повторению тбилисского сценария в других государствах СНГ. Весьма вероятно, что следующие на очереди - Украина, Молдавия и Белоруссия.

Чем обернется для РФ силовая смена власти в соседней стране, тесно связанной с Россией множеством исторических, человеческих и геополитических нитей? С весьма радикальной точкой зрения на ситуацию в Грузии и итог миротворческих усилий России выступает политолог, член правления Ассоциации политических экспертов и консультантов, автор ряда аналитических материалов по Закавказью Владимир Горюнов:


- В Грузии произошел государственный переворот, то есть неконституционный захват власти оппозицией, которая проиграла выборы, но не признала их итоги. Характерно, что в последний момент Россия умудрилась вляпаться в этот процесс по самые уши. Это вдвойне парадоксально, поскольку к власти в республике пришли силы, представляющие собой типичный для постсоветского пространства гибрид националистов с прозападными демократами (аналогом партий Саакашвили и Бурджанадзе, например, на Украине являются "Блок Юлии Тимошенко" и "Наша Украина" Виктора Ющенко).

Единственное, что объединяет представителей этих политических течений - недовольство режимом Эдуарда Шеварднадзе и ярко выраженные антироссийские настроения. Причем эти настроения не нужно вычислять - достаточно прочесть любое интервью поименованных лидеров оппозиции российской прессе (не говоря уж о грузинской или западной), или послушать их выступления на радио "Свобода".

"Посредническая миссия" главы МИДа РФ Игоря Иванова зримо продемонстрировала, что российская власть в -цатый раз наступила на грабли, приобретающие уже очертания трактора. Пытаясь реагировать на вполне предсказуемые события в сферах своего интереса (только вот для Москвы они каждый раз почему-то становятся сюрпризом, что свидетельствует о полной профнепригодности разного рода околовластных аналитических центров), Кремль с упорством маньяка поддерживает именно антироссийские силы.

Однако последствия опрометчивых шагов, выдаваемых за очередную победу российской дипломатии, придется расхлебывать очень долго. Главный урок грузинских событий - России либо вообще придется забыть о существовании на постсоветском пространстве пророссийски ориентированных политиков, либо приложить колоссальные усилия для "отыгрывания" ситуации назад.
Ведь ситуация в Тбилиси совсем не случайно развивалась по до боли знакомому по Белграду сценарию - оппозиция, открыто получающая у Запада огромные суммы для осуществления своих целей, безапелляционно заявляет о победе на выборах, бездоказательно обвиняет власти в фальсификациях, инициирует уличные выступления и в итоге захватывает власть. Легитимное же руководство отдаётся на суд мирового сообщества, а страна вступает в эпоху нарастающей внутренней дестабилизации и усиливающегося хаоса.

Позиция России открывает прямую дорогу к повторению этого сценария в других государствах СНГ. Весьма вероятно, что следующие на очереди - Украина, Молдавия и Белоруссия. После этого "санитарный кордон" малых государств с демонациональным руководством со стороны Европейской части России полностью сомкнётся, что будет иметь огромное геополитическое значение, учитывая отсутствие прямого сообщения с пророссийской Арменией и наличие откровенно прозападных Азербайджана и Турции. Следующим шагом станет серьезная игра Запада с теми же целями на среднеазиатском направлении.

Для Грузии это означает дальнейший распад страны (как известно, о закрытии своей административной границы и введении чрезвычайного положения объявила Аджария, до сих пор формально остававшаяся в составе Грузии) и окончательную потерю суверенитета. Причины этого очевидны: антишеварднадзевская коалиция объединяет слишком разношерстную публику, которая не сумеет сохранить достигнутого сейчас ситуативного единства.

Изрядная часть противников Шеварднадзе, как показало заявление Мананы Арчвадзе-Гамсахурдиа, вдовы первого президента Грузии, не являются сторонниками оппозиции, а представляют собой некую "третью силу". А национальные автономии в составе Грузии - Абхазия и Южная Осетия, непризнанные, но вполне самостоятельные государственные образования (теперь же к ним наверняка прибавится и Аджария, вполне возможно - армянонаселённая Джавахетия, азербайджанский район Квемо Картли и т.д.) - категорически не приемлют приход оппозиции к власти и настроены отстаивать свою свободу и независимость - от такого Тбилиси - с оружием в руках.

Из этого следует, что широко разрекламированное достижение "бархатной революции" - отсутствие крови - подобно типичной ошибке врача-недоучки и чревато такими же последствиями. Боязнь кровопускания неминуемо ведёт к гангрене и общему отравлению организма, после чего единственным спасением, и то не наверняка, становится радикальное хирургическое вмешательство.

Мягкость в отношении оппозиции выльется в гораздо более страшные вещи. Крови может пролиться на порядок больше. Результатом же такого развития ситуации неизбежно станет вмешательство мирового сообщества - введение в Грузию "миротворческих сил" с последующим созданием в Закавказье плацдарма НАТО, что вполне оправдано с точки зрения геополитического направления, в котором развиваются устремления США. Вашингтону совсем не помешает грузинская территория для давно задуманных силовых действий против Ирана. Есть у него планы и в отношении Абхазии...

Ну а как всё это соотносится с национально-государственными интересами России, пускай объясняют наши новые талейраны. Уже понятно, что приход к власти в Тбилиси оппозиции серьезно накалит внутриполитическую обстановку и приведет к вооруженным столкновениям с населением автономий. Кроме того, потеря даже нынешнего, далеко не безупречного уровня контроля над территорией Грузии вновь привлечет в ее границы всю международную террористическую шваль, которую под давлением России Шеварднадзе худо-бедно всё-таки вычистил.

Очевидно, что единственным решением проблемы противостояния власти и оппозиции в Грузии был силовой вариант. Наиболее вероятным объяснением, почему бывший президент страны не пошел по этому пути, выглядит следующее предположение: применение силы против оппозиции должно было поместить Шеварднадзе в список международных преступников. Единственной гарантией от этого могла быть только жёсткая позиция России, которую та не продемонстрировала. Повторять судьбу Милошевича законный президент Грузии не захотел, и его можно понять. Правда, нынешнее положение бывшего президента Югославии доказывает, что даже полная сдача всех позиций не гарантирует от тюрьмы.

Записала Яна Амелина, ИА "Росбалт". Москва