'Серебряно-психиатрическое' кино в чеховском духе

'Мы долго искали психиатрическую больницу, где будут разворачиваться основные действия фильма. Искали в Москве и Вене, а приехали в Петербург и поняли: здесь самые настоящие, нужные нам психиатрические больницы!..'

В Петербурге завершились съемки российско-австрийского фильма 'Рагин' - вольной фантазии на тему чеховской 'Палаты No 6' молодого, но уже состоявшегося театрального режиссера Кирилла Серебренникова. Эта картина - первый опыт совместного кинопроизводства России и Австрии. В процессе создания фильма принимают активное участие кинематографисты обеих стран, патронируют всё действо мэрии Москвы и Вены, а основной съемочной площадкой стали 'Ленфильм' и Петербург.

В декабре еще предстоит работа в Вене и Будапеште, где будут досняты некоторые эпизоды фильма, и, как ожидает исполнитель главной роли и продюсер картины Алексей Гуськов, к июлю 2004 года 'Рагин' будет полностью готов к показу. Премьера картины состоится в сентябре будущего года одновременно в трех городах: столицах России и Австрии и на невских берегах.

Гуськов, рассказывая о фильме, неоднократно подчеркивает, что тот снимается по оригинальному сценарию. В 'Рагине' действие перенесено из 1892 года в 1904-й, появляются вымышленные сценаристами (Михаил Угаров, Дмитрий Зверьков и Кирилл Серебренников) герои, развиваются второстепенные линии, лишь по касательной намеченные Чеховым, и заново придумана история самого Рагина. Этот фильм - признание в любви величайшему русскому писателю, драматургу и самому читаемому автору в мире Антону Чехову в год столетия со дня его смерти.

'Чехов описывает трагедию одного человека. Мы же попытались создать фильм, идея которого - показать истоки всех трёх русских революций, - говорит Алексей Гуськов. - В то время как у Чехова пациенты и второстепенные герои изображены довольно схематично, у нас они представляют все слои той, буржуазной, России, а сам Рагин - символ деградации русского духа'.

По словам исполнителя главной роли, несмотря на то, что 'Рагин' - это российско-австрийский проект, в который вложились московская и венская мэрии, а также Министерство культуры РФ и Фонд кинематографии Вены, фильм получился очень 'петербургским'. 'У нас вся больница населена петербуржцами, - шутит Гуськов. - Снимать на 'Ленфильме' мы решили уже тогда, когда вовсю шла работа в Москве. Зашли на 'Ленфильм' просто посмотреть, что к чему. Затем полистали ленфильмовскую картотеку, и вот они - лица, типажи! В Москве же даже массовка - элитная. Знаете, такие актеры, которые кочуют из картины в картину, изображая то труп в подъезде, то прохожего на улице. Они уже примелькались, утвердились в своем 'элитно-массовом' статусе'.

Кроме хорошей массовки, Петербург дал картине композитора Александра Маноцкова, чье творчество наполнит картину дополнительным драматизмом. Вообще, съемочная группа по своему составу - очень молодая. Во-первых, для самого Серебренникова эта картина - кинематографический дебют, хотя его театральные 'Откровенные полароидные снимки' на последней 'Золотой Маске', прошедшей в Петербурге, не остались незамеченными, да и 'Дневник убийцы' на телеканале 'Россия' также был весьма популярен.
Еще один дебютант - Дмитрий Муляр, исполняющий роль Хоботова. Модного венского психиатра Гиммельсдорфа, демонстрирующего свои методы лечения психоза, сыграет австрийский актер Джулиан Вайгенд, в чьем репертуаре в основном классические драматические роли - Меркуцио, Сальери и др.

Кроме Петербурга, представшего в фильме в роли 'самой лучшей психиатрической больницы' ('Мы долго искали психиатрическую больницу, где будут разворачиваться основные действия, - рассказал Алексей Гуськов. - Искали в Москве и Вене, а приехали в Петербург и поняли: здесь самые настоящие, нужные нам психиатрические больницы!'), свою роль в фильме исполняет Вена.

Мало того, что лейтмотивом всего фильма проходит первая лекция Фрейда ('Некоторые малообразованные родственники наших пациентов упрекают нас в жестокости методов...'), родина отца психоанализа становится той самой безотчётной мечтой Рагина (как окажется - сидеть в венском кафе и есть пирожное), к которой его вплотную подведёт в беседах пациент Громов (Александр Галибин).
'Вена - это кусочек той старопоместной, дворянской империи, предел стремлений каждого, кто нуждается в этой псевдостабильности, - раскрывает образ австрийской столицы в картине Алексей Гуськов. - А все наши страхи - это страх жизни и перемен'.

Кинематографические опыты по психоанализу интернациональной съемочной команды, ко всему прочему, сняты необычным способом, когда киноплёнка не нуждается в проявке и сохраняет 100% серебра в своем составе. Это, по словам продюсера, увеличивает длительность процесса создания фильма, но в то же время даёт потрясающий эффект при просмотре картины. 'Я уверен, что ничего не пропадает даром, - заметил Гуськов. - Хотя проект дорогостоящий, всё это даст свои плоды'.

Фильм 'Рагин', имеющий в русском варианте подзаголовок 'История однNoй болезни', выйдет в прокат на двух языках - русском и немецком. У производителей экспериментального 'серебряно-психиатрического' шедевра есть договоренности показать картину на Выборгском кинофестивале летом будущего года и амбиции - попасть на кинофестивали категории 'А', а потому сроки премьеры могут измениться.

'Мы не следуем никаким канонам в картине, - признается Алексей Гуськов. - Жизнь сейчас слишком стремительная, три-четыре года и всё - новое поколение. Потому наш 'Рагин' - это современное прочтение Чехова, его восприятие нынешним веком. У него есть своя идея, свой импульс. Это очень порочная картина, которая в конечном итоге всех психологических хитросплетений превращается в почти чеховскую классику'.

Ольга Осиновская, ИА "Росбалт"