Posted 16 декабря 2003,, 07:00

Published 16 декабря 2003,, 07:00

Modified 2 апреля, 09:14

Updated 2 апреля, 09:14

Михаил Делягин: "Власть напугана своей оглушительной победой"

16 декабря 2003, 07:00
Глава Института проблем глобализации считает, что фактически однопартийный и подконтрольный парламент может быть эффективен в ситуации экономического и политического кризиса. И он уверен, что такой кризис неминуем.

Председатель президиума Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что фактически однопартийный парламент, находящийся под контролем администрации Президента, при соблюдении ряда обязательных условий может быть эффективен в ситуации экономического и политического кризиса. При этом известный экономист не сомневается, что во второй половине следующего президентского срока Владимира Путина такой кризис неминуем. Об этом и других последствиях "событий 7 декабря", Михаил Делягин рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА 'Росбалт'.


- Михаил Геннадьевич, оказались ли результаты думских выборов для вас неожиданными?

- Шок имел место быть. Хотя тенденции были очевидны и прозрачны. Было совершенно ясно, что "партия власти" получит в новой Думе большинство, и большинство конституционное, и была одна слабенькая интрига - с Жириновским или без Жириновского останется парламент.
Я прогнозировал, что 'Единая Россия' наберет больше 30%, а скорее 32%. Поэтому результат в 37% меня не удивил - такие целевые установки назывались еще в конце весны 2003 года. Это делалось для того, чтобы показать, что 'Единая Россия' набирает больше, чем в прошлый раз набрали вместе обе партии власти - 'Единство' и ОВР.

Я знал, что КПРФ потерпит поражение. Коммунисты не вели практически никакой избирательной кампании. Но я предполагал, что они получат около 18%. Я знал, что получат они меньше 20% - они были обречены на это в силу своей абсолютной пассивности, беспомощности и забюрократизированности. Но в 1,5 раза меньше! Конечно, это стало шоком.
В этом смысле я недооценил блок 'Родина'. Было ясно, что они перейдут 5%, но не ожидал, что с результатом почти вдвое больше. Что я определил точно, так это голосование по ЛДПР. Как и прогнозировал, Жириновский набрал 12%.

Но главным шоком стало то, что в парламент не прошли либеральные партии. Отторжение либеральной болтовни со стороны избирателей оказалось очень серьезным, обе партии показали себя весьма далёкими от народа. И даже попытка приблизиться к народным проблемам через разворачивание темы реформы ЖКХ не помогла 'Яблоку'. Но я все-таки думал, что хотя бы одна из партий перешагнет 5%-ный барьер. Я предполагал, правда, что это будет СПС, и удастся ему это за счет молодежи. Но агрессивная информационная война, развязанная СПС против 'Яблока', угробила 'Яблоко' и дискредитировала сам 'Союз правых сил'.
И, конечно, агрессия (я бы даже сказал - немотивированная агрессия) СПС в отношении 'Родины' тоже произвела шоковое впечатление. Когда рядом стоят Жириновский и Рогозин, обвинять в национал-социализме Рогозина немножко странно.

- Получается, народ выбрал обиженного?

- Не могу сказать, что Рогозина обижали больше других участников предвыборной гонки. Достаточно много обижали Явлинского, которого в итоге ведь не выбрали. Много обижали КПРФ и тоже 'замочили' в итоге... Тут еще очень важная вещь - Рогозин имеет харизму. На этих выборах выяснилось, что у нас есть третий политик в стране после Чубайса и Жириновского, который имеет харизму.

- А как вы в принципе оцениваете феномен 'Родины'?

- 'Родина' - это, прежде всего, патриотизм. 'Родина' - идеология социальной справедливости. И 'Родина' - это напор. Это то, чем должны были быть коммунисты. Но КПРФ - это последний обломок Советского Союза, и пороки, которые не позволили выжить СССР, сейчас не позволяют выжить КПРФ.

- Одни уже называют новый парламент ручным, другие напротив считают, что, наконец, законодательная и исполнительная власти смогут работать более продуктивно. Какая из точек зрения вам ближе?

- На самом деле в этих взглядах нет противоречий. Наш парламент абсолютно карманный и, по сути, однопартийный. Здесь присутствует конституционное большинство, я бы не сказал большинство Президента, а скорее, администрации Президента. Надо понимать, что однопартийный парламент в условиях экономического и политического кризиса (а у нас будет кризис во второй половине следующего срока президентства Владимира Путина) более эффективен. Правда, чтобы парламент был таковым, руководство главенствующей в нем партии должно соответствовать масштабам задач страны. Совершенно очевидно, что нынешнее руководство нашей 'партии власти' не эффективно, а в кризисных ситуациях оно будет и не дееспособно.

Нынешний парламент будет более эффективно проводить в жизнь решения, разработанные администрацией Президента, причем без лишних обсуждений. Это прекрасно проявилось на последней программе 'Свобода слова' на НТВ. У Морозова (Олег Морозов, депутат Госдумы, один из лидеров "Единой России") спросили: 'Как же так? Сначала проголосовали всей фракцией 'за' бредовый закон о гражданстве, а потом также всей фракцией проголосовали 'против'. Морозов даже не понял вопроса! Он удивился: 'Можно ли по-другому? Нам сказали - мы сделали!'.

- Михаил Геннадьевич, а можно в таком случае уже сейчас прогнозировать состав будущего руководства Госдумы? К примеру, пойдет ли теперь речь о 'пакетном соглашении'?

- Думаю, в 'пакетное соглашение' пригласят 'Родину'. Конечно, если 'пакетное соглашение' будет. Не очень понятно соглашение кого с кем, ведь у нас подавляющее большинство от одной партии. Но 'Родину' возьмут просто для того, чтобы было проще ими управлять. ЛДПР, кстати, могут и не взять, уж больно они там все странные, но, может быть, кто-то найдется нормальный. Сомневаюсь, что в 'пакетное соглашение' возьмут коммунистов. Хотя... Власть сама напугана своей оглушительной победой, поэтому не исключено, что КПРФ возьмут - для сохранения демократических принципов. Кстати, могут даже помочь организовать фракцию демократов из одномандатников, потому что власть отчаянно нуждается в 'фиговом листке' в лице хотя бы одной демократической депутатской группы. Без такого 'фигового листка' жить ей будет сложно.

- Как, по-вашему, результаты думской кампании повлияют на экономическую ситуацию в России?

- Непосредственно на экономику не повлияют. Просто потому, что у нас экономические решения принимаются не в парламенте. Влияние будет выражаться в том, что снижение качества управления экономикой неминуемо ухудшит экономическую ситуацию. Но это будет медленно, постепенно и не критично. Это приблизит экономический кризис, но главные факторы, которые его обеспечат, - снижение мировой цены на нефть, разрушение основных фондов, обнищание населения и отток капитала, вызванный в значительной степени произволом силовых структур, - превратят экономический кризис в политический.

- Фактически стартовала кампания по выборам президента. Проигравшие на думских выборах СПС и 'Яблоко' начинают потихоньку говорить, что, наконец, задумались о выдвижении единого кандидата. Каких еще сюрпризов стоит ждать от президентской кампании?

- Сюрпризов, думаю, будет мало. На месте СПС и 'Яблока' я бы принял принципиальное решение, что их единым кандидатом станет человек, не принадлежащий ни к 'Яблоку', ни к СПС. Просто потому, что СПС не будет голосовать за Явлинского, а 'Яблоко' не проголосует за Чубайса. Слишком памятна избирателю и функционерам 'Яблока' война СПС против них на думских выборах. В Москве, к примеру, всё метро было оклеено изображением яблока в форме филейной части и надписью 'Гриша, ты не прав!'.

- А как насчёт КПРФ? Они пока молчат...

- У коммунистов до конца года пройдет съезд. Зюганова могут выгнать прямо сейчас или подождут и, когда он потерпит сокрушительное поражение на президентских выборах, отдадут руководство новому лидеру. Думаю, это будет Семигин. Может быть, появится кто-то другой. Но важно даже не это. Когда все в один голос говорят, что олигархи заплатили коммунистам неплохие деньги, когда мы в списках КПРФ видим не большее, но и не меньшее число людей, которые вряд ли там могли появиться, не заплатив денег. И при этом видим практически полное отсутствие какой-либо избирательной кампании у коммунистов, возникает прямо-таки детский вопрос: 'А где деньги, Ген?' или 'Где деньги, Зю?'

Этот вопрос сейчас возникает у каждого секретаря обкома КПРФ. Все уже понимают, что верхушка компартии провалила выборы, и кивать на администрацию Президента глупо. Конечно, административный пресс был, но не коммунистам на это жаловаться - они привыкли работать во враждебных условиях. Поэтому, когда выясняется, что они набрали крохи при наличии всех необходимых ресурсов, не использованных на кампанию, а положенных в карман, то, спрашивается, в чем эти люди обвиняют Чубайса? И чем руководству КПРФ не нравится олигархия? Я общался со многими функционерами и могу сказать: люди в КПРФ задаются такими вопросами.

- Значит, есть вероятность, что скандал назреет на ближайшем съезде коммунистов?

- Если скандал произойдет, то об этом никто ничего не узнает. Ни вам, ни мне они об этом не скажут. Может сложиться ситуация, когда в КПРФ все всё поймут и просто 'сольют' Зюганова.

- Это может произойти до президентских выборов?

- Такой вариант не исключен, но это создаст огромные сложности для преемника Зюганова. Тогда он просто попадет под 'паровой каток' президентской кампании. 'Если бы директором был я', то забрал бы финансово-организационные рычаги у обанкротившегося руководства и выдвинул Зюганова на избирательную кампанию. Набрал бы товарищ Зюганов свои 10%, и после этого не уволить его было бы уже нельзя.

- Кого, на ваш взгляд, мы увидим на предстоящих президентских выборах в качестве кандидатов?

- Тут важно, скольких кандидатов зарегистрируют. Вешняков, правда, уже сказал - пять. Среди них будет точно Владимир Путин. Будет Жириновский. Последний, конечно, очень боится, поскольку если он составит слишком большую конкуренцию, то ЛДПР может и перестать быть 'партией власти'. Но на выборы он всё же пойдет. Также будет кандидат от демократов - боюсь, что это будет Явлинский. Будет и кандидат от коммунистов. И здесь очень интересная может сложиться картина.

На месте коммунистов я бы сейчас выдвинул Глазьева. Тогда, во-первых, Глазьев не дискредитирует себя перед своими некоммунистическими избирателями (не Глазьев пойдет за помощью к КПРФ, а КПРФ придет к Глазьеву), во-вторых, блок 'Родина' останется чист перед администрацией Президента (формально не 'Родина' выдвинула своего лидера), в-третьих, на следующие выборы остаётся значительно более харизматичный Рогозин.
Но это слишком красиво, чтобы стать жизнью...

Беседовала Татьяна Кособокова, ИА 'Росбалт'. Москва