Posted 24 декабря 2003,, 10:27

Published 24 декабря 2003,, 10:27

Modified 2 апреля, 09:10

Updated 2 апреля, 09:10

Россия будет великой страной. Или не будет никакой...

24 декабря 2003, 10:27
2004 год может стать временем, когда Владимир Путин предложит стране новый национальный проект, осуществив тем самым и свою собственную историческую миссию, считают эксперты Совета по национальной стратегии Станислав Белковский и Иосиф Дискин.

Оба эксперта являются руководителями общественной организации "Совет по национальной стратегии", снискавшей себе широкую известность в связи с докладом о готовящемся олигархическом перевороте в стране. По мнению членов СНС, главной движущей силой этого несостоявшегося переворота должен был стать Михаил Ходорковский (НК 'ЮКОС'), вынашивающий идею превращения России из президентской республики в парламентскую. Вскоре после опубликования этого доклада СНС началась атака Генпрокуратуры на "ЮКОС": арест Платона Лебедева, регулярные обыски в офисах компании и, наконец, арест самого богатого человека в России Михаила Ходорковского...

Всё это дало многим повод видеть в экспертах СНС исполнителей политического заказа, обеспечивающих идеологическое прикрытие антиолигархического наступления Кремля. Не отрицая того, что к выводам политологов проявляют интерес люди из кремлевской администрации, Белковский и Дискин утверждают, что лично не знакомы с теми заместителями главы администрации Президента, с которыми в прессе чаще всего связывают "наезд" на олигархов.


Выступая в пресс-центре ИА 'Росбалт', генеральный директор Совета по национальной стратегии Станислав Белковский отметил, что 2003 год стал временем полного исчерпания политических ресурсов, сформировавшихся в предшествующий "ельцинский" период. 'Что и предопределило необходимые изменения курса развития России, - заметил он. - Именно в уходящем году мы действительно вступили в XXI век'. Хотя, по словам Белковского, это произошло не в результате системных преобразований, а 'спонтанно и порой случайно'.

Перед Владимиром Путиным, как и в начале 90-х годов перед Борисом Ельциным, встала необходимость стабилизировать свой режим, а значит 'следующий этап предполагает качественное обновление элит на всех уровнях за счет построения новой вертикали власти, с опорой на региональных лидеров и региональные элиты'. Элита же 90-х годов, при которой, по мнению Белковского, фактически действовал режим внешнего управления Россией, должна быть окончательно удалена от власти.

Станислав Белковский полагает, что, учитывая сложившуюся ситуацию, главный вопрос 2004 года состоит в следующем: будет ли продолжен новый курс Кремля, с неизбежной в этом случае сменой прежней политической элиты, или же выбор будет сделан в пользу косметически подкорректированного старого курса. Во втором случае через 5-7 лет Россию ожидает полная дезинтеграция и поглощение ее частей более сильными государствами, - уверен Белковский.

В том, что 2003 год - определенный рубеж в истории России - согласен и сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин. 'На поверхность прорвались явления, которые зрели 10 лет, - заметил он. - На данный момент завершились процессы адаптации населения к новым социально-экономическим условиям. При этом резко снизилось значение идеологии. На первый план выходят рациональные интересы и объективная оценка ресурсов".

По мнению Дискина, эта всеобщая рационализация, затронувшая самые широкие массы населения, привела к тому, что впервые в истории России складывается благоприятная социальная база для демократии и рынка. По словам научного руководителя ВЦИОМ Иосифа Дискина, 'для большинства россиян Путин - это президентство надежд. Однако эти надежды нельзя 'пересаливать', их пора воплотить в жизнь и создать реальную Новую Россию'. Создание, "склеивание" этой новой социальной реальности - и есть задача ближайших лет.

При этом политолог особо отметил, что россияне, вполне приспособившиеся к новой ситуации, которые и должны стать основой для "новой России", в большинстве своем разделяют отнюдь не либеральные, а сугубо консервативные ценности, ценности стабильности и порядка, выступают в защиту традиционных общественных институтов, начиная с института семьи. Именно это во многом предопределило поражение либералов на думских выборах.

По мнению Иосифа Дискина, в ходе своей избирательной кампании СПС фактически предлагал российскому бизнесу конфронтацию с властью под видом борьбы с бюрократией. Разумеется, бизнес на это не пошёл, присоединившись к "Единой России" или проигнорировав выборы. За правых проголосовали только те, для кого по-прежнему важна идеология, а количество таких избирателей крайне невелико - учитывая тенденцию рационализации.

Другой неудачник минувших выборов - партия "Яблоко" - долгое время была единственной силой, которая несла в себе некоторый моральный заряд. Это объясняется ее чисто интеллигентским происхождением, в отличие от СПС, который изначально создавался в качестве политического отряда крупного олигархического бизнеса (кстати, это делает бессмысленным разговоры об успешном объединениии столь разных по происхождению политических структур). К тому же, "Яблоко", по существу, лево-либеральная партия, потому что именно эта позиция наиболее близка российской интеллигенции, уверен Дискин. Однако в ходе выборов моральное преимущество "Яблока" было потеряно - например, Явлинский признался, что "продал" часть мест в своем предвыборном списке представителям крупного бизнеса.

В то же время "Единая Россия", монополизмом которой сейчас пугают общество, вполне успешно превратилась в добротный лоббисткий клуб, в котором любая идеология заменена деловым "разруливанием" различных представляющих интерес проблем и ситуаций.
"Реанимация" же ЛДПР, результаты которой всегда были индикатором состояния общества, и успех их лозунга "Мы за бедных, мы за русских" говорят о том, что вопрос социального неравенства и "русский вопрос" далеко не сняты с повестки дня, кто бы ни утверждал обратное.

Говоря о проблеме олигархии, Иосиф Дискин отметил, что олигархи всегда предпочитают покупать слабое государство, слабую власть, не предъявляя спроса на сильное. Примеры многих стран доказывают, что однажды приняв модель олигархической модернизации, из нее потом крайне трудно выбраться. Поэтому для России ясна необходимость создания крупного неолигархического бизнеса, не занимающегося теневым политическим манипулированием, а заинтересованного в укреплении правового государства. "Только тогда, - по мнению политолога, - капитализм в России получит свое социально-историческое оправдание".

Второй важнейшей проблемой Иосиф Дискин считает необходимость выработки нового понимания социальной справедливости. Россиян уже не устраивает прежнее социалистическое "равенство в бедности", но и либеральное "равенство возможностей" также сильно дискредитировано в глазах населения. 'Поэтому нужна некая новая модель... Иначе не будет в России ни капитализма, ни рынка'.

Кроме того, как заметил Дискин, не может нормально существовать страна, политические и социальные институты которой, в большинстве своем, не имеют широкой поддержки и не пользуются доверием населения. "Увы, как отмечают социологи, пока что в России доверяют только президенту Путину и американскому доллару", - сказал эксперт СНС.

По мнению Иосифа Дискина, накануне президентских выборов, перед Владимиром Путиным стоят серьезные задачи. 'Президент должен перестать быть наёмным менеджером, он - миссионер по должности. Он должен выступить с новым видением России, ее будущего. Тогда и граждане будут голосовать не просто за личность президента, а за национальный проект - свое будущее', - считает Дискин.
Успех такого предвыборного проекта, который может условно быть назван "Новая Великая Россия", обеспечит стратегическую консолидацию страны, а победитель выборов получит мандат национального лидера, а не просто очередного президента.

Елена Панова, Владислав Краев, ИА "Росбалт"