Posted 24 декабря 2003,, 13:39

Published 24 декабря 2003,, 13:39

Modified 2 апреля, 09:10

Updated 2 апреля, 09:10

Москва - третий лишний...

24 декабря 2003, 13:39
Украинские и грузинские националисты восхищаются друг другом, координируют свои планы и рассчитывают совместными усилиями покончить с российским влиянием на постсоветском пространстве.

Многие наблюдатели уже не раз замечали, что Михаил Саакашвили, внешне похожий на главу умеренных украинских националистов Виктора Ющенко, внутренне куда более схож с лидером радикальной киевской оппозиции Юлией Тимошенко. Украинские и грузинские националисты не случайно восхищаются друг другом. 'Опыт мирной, бескровной грузинской демократической революции должен быть взят на вооружение демократическими силами Украины', - написано в поздравительном адресе "Блока Юлии Тимошенко" на имя и.о. президента Грузии Нино Бурджанадзе. А на прошедшем в начале декабря съезде 'Национального движения' Саакашвили выразил 'благодарность украинским коллегам за солидарность'.

Кандидат в президенты Грузии получил первое высшее образование в институте международных отношений Киевского университета им. Тараса Шевченко. Там он, правда, ничем особо не запомнился. Но "любовь к Украине", по-видимому, осталась. И, учитывая геополитическое положение обоих государств, стала взаимной. Во всяком случае, спецпредставитель Леонида Кучмы, бывший министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко уже в самые первые дни после государственного переворота в Грузии засвидетельствовал почтение киевского руководства перед новыми тбилисскими властями.

Практически одновременно с этим в Киеве соратник Виктора Ющенко Игорь Осташ вынес на голосование Верховной Рады Украины проект постановления о предоставлении Грузии для проведения внеочередных президентских и парламентских выборов финансовой и технической помощи на миллион гривен (около 200 тысяч долларов).

Через пару дней другой депутат от ющенковской 'Нашей Украины', Юрий Павленко, в уже в Тбилиси сорвал овацию на съезде партии Саакашвили, зачитав приветствие шефа, в котором говорилось, что 'Единое национальное движение' и блок 'Наша Украина' преследуют одни цели. А именно, 'необходимость эффективного обеспечения и реализации демократических принципов и ценностей'.

'Большие перспективы могут иметь отношения (новой Грузии) с Украиной - страной, играющей большую роль в регионе, - не остался в долгу Саакашвили. - Наш друг Виктор Ющенко через четыре-шесть месяцев станет следующим президентом Украины. После революции в Тбилиси начались выступления в Киеве, десятки тысяч жителей столицы Украины заявили, что хотят такой же смены власти, как в Грузии'.

Всего через два дня после съезда 'Нацдвижения' г-н Саакашвили, не выдержав переполняющей его благодарности, сам отправился в Киев. Ранее он обещал, что свой первый визит после избрания президентом нанесет в столицу России. Разумеется, пока он - лишь частное лицо (хотя и назвал поездку в украинскую столицу 'получастной'). Но истинный смысл этой демонстрации внешнеполитических приоритетов будущего лидера Грузии совершенно ясен.

'Наша Украина' и 'Единое национальное движение' подписали в Киеве соглашение о сотрудничестве. Как говорится в документе, две эти политические силы объединяет 'убежденность в необходимости реализации в обеих странах верховенства права (и под этим подписался политик, фактически возглавивший госпереворот в своей стране - авт.), общественного контроля над государством, соблюдения свободы слова и собраний, защиты права на собственность...'. Кроме того, украинские и грузинские националисты подчеркивают важность закрепления и развития равноправных партнёрских отношений между Украиной и Грузией, а также необходимость полноценной интеграции обеих стран в евроатлантические структуры.

'Для Грузии Украина очень важна. Она, по сути, является гарантом нашей независимости. А то, что вчерашние оппозиционеры в Грузии и нынешние оппозиционеры в Украине дружат - в этом ничего страшного нет. Это - демократия', - комментирует ситуацию киевской 'Деловой неделе - FT' известный грузинский политолог, эксперт Центра внешнеполитических исследований и анализа при министерстве иностранных дел Грузии Алекс Ронделли.

Летом 2002 года тогда еще председатель грузинского парламента Нино Бурджанадзе посетила с официальным визитом Киев. В одном из пространных интервью, помещенных в те дни наиболее влиятельными украинскими СМИ, Бурджанадзе подробно разъясняет, какого рода вопросы стоят на повестке дня в отношениях между Киевом и Тбилиси. Один из них - возможная замена российских миротворцев в Абхазии украинскими солдатами, против чего категорически возражает абхазская сторона.

Подобное решение, безусловно, было бы и не в интересах России, которая традиционно и в силу объективных причин является гарантом мира в этом взрывоопасном регионе. По словам бывшего грузинского спикера, идея замены миротворческого контингента 'активно рассматривается', а интерес к ней обусловлен тем, что 'уровень и степень доверия к украинским солдатам на порядок, если не больше, выше, чем к российским'.

'Для нас очень важно, чтобы миротворцы, которые находятся в Абхазии, подчинялись не Генштабу России', - не скрывала Бурджанадзе. Оно и понятно: в этом случае силовое давление на Сухуми многократно возрастёт, что, как надеются в Тбилиси, поможет скорейшему решению грузино-абхазской проблемы путём ликвидации абхазской квази-независимости.

Впрочем, складывается впечатление, что Москве нет до этого никакого дела. Как до сих пор нет у Кремля и чёткой позиции по сложившейся в Грузии и вокруг нее ситуации. Во время недавней 'Прямой линии' Владимир Путин, отвечая на вопрос жителя Кабардино-Балкарии, не пора ли принять Абхазию и Южную Осетию в состав России и тем самым предотвратить новую войну в Закавказье, ответил примерно следующее: 'Мы выступаем за территориальную целостность Грузии, будем ее поддерживать. И надеемся, что все проблемы взаимоотношений и с Абхазией, и с Южной Осетией будут решены, но таким образом, чтобы не пострадали интересы тех людей, которые проживают на этих территориях'.

В общем, несмотря на то, что почти сто процентов населения обеих непризнанных республик высказались в свое время за присоединение к России, что среди этого населения растёт доля принявших российское гражданство, а приход националистов к власти в Тбилиси уже в самое ближайшее время может привести к возобновлению кровопролития в Абхазии и Южной Осетии, Москва с упорством, достойным лучшего применения, продолжает твердить о химерической территориальной целостности Грузии.

И это обстоятельство лишь придаёт энтузиазм откровенно антироссийским силам в других государствах бывшего СССР, которые, опираясь на обильную западную поддержку, рассчитывают повторить тбилисский сценарий у себя дома. Эти силы, в отличие от Москвы и нынешних официальных властей в других столицах СНГ, быстро находят общий язык, общих спонсоров и общих врагов.

Яна Амелина, ИА 'Росбалт'. Москва