Кавказский транспортный узел накануне больших потрясений

Сторонами возможного глобального передела транспортно-магистральной карты Южного Кавказа выступают Турция и Грузия, с одной стороны, и Россия, Иран и Азербайджан - с другой.

Последние несколько недель ознаменовались целым рядом заявлений о намерениях начать большую перекройку транспортно-магистральной карты Южного Кавказа. Сторонами возможного глобального передела выступают Турция и Грузия, с одной стороны, и Россия, Иран и Азербайджан - с другой. Этот процесс призван оптимизировать евразийские грузопотоки. И одновременно он грозит полнейшей изоляцией Армении.

Грузинский обходной манёвр

Во время своего визита в Турцию в конце мая президент Грузии сделал в Анкаре заявление, которое вызвало бурные обсуждения в Армении. 'Мы достигли договоренности о присоединении грузинской железной дороги, проходящей по территории Аджарии, к системе железных дорог Турции', - сообщил Михаил Саакашвили после своей встречи с президентом Турции Ахмед Недждет Сезером. Речь идет о строительстве ж.-д. ветки Ризе-Батуми.

Если этот проект будет реально осуществлен, то Армения потеряет возможность добиваться открытия армяно-турецкой границы. На сегодняшний день Турции крайне необходимо получить выход в северном направлении. Единственной железнодорожной магистралью, связывающей Турцию напрямую с Россией, а через нее - с Европой, с советских времен была ветка Карс-Гюмри. Однако этот путь уже 10 лет как бездействует вследствие блокады Армении со стороны Турции. Этим Анкара обеспечивает давление на Ереван в карабахском вопросе, а также в вопросе о международном признании геноцида армян в Османской Турции.

Но блокада Армении рикошетом бьёт и по самой Турции, которая лишается прямого железнодорожного сообщения со своим союзником Азербайджаном, в плачевном положении оказывается экономика приграничных с Арменией областей. В Турции в последнее время слышится всё больше голосов, выступающих за разблокирование Армении. Однако, в случае реализации планов Саакашвили-Сезера, армянская ветка Карс-Гюмри станет малозначительной и нужной только самой Армении.

Саакашвили же заявляет, что когда речь идет о железной дороге, он в первую очередь думает о Грузии. Оно и понятно: на сегодняшний день Грузия хоть и граничит с Турцией, не имеет с ней железнодорожного сообщения. В случае же разблокирования ветки Карс-Гюмри Грузия будет вынуждена пользоваться транзитом Армении, попадая в зависимое положение, в то время как сегодня всё обстоит наоборот - Грузия является основным "окном" в мир для блокированной Армении.

Отметим, что пока этот проект носит гипотетический характер - никакого финансирования нет, только планы. 'Предстоит большая работа - вначале должен быть построен турецкий участок до границы с Грузией. Мы надеемся осуществить проект соединения двух железных дорог совместными силами и найти тех, кто вложит в проект средства. Это могут быть страны-доноры, банки, другие финансовые ресурсы', - заявил по этому поводу Михаил Саакашвили.

Отметим, что это не первый подобный проект - Грузию и Турцию уже пытались объединить другой обходной железнодорожной веткой Карс-Ахалкалаки, но необходимых 500-800 млн. долларов всё не находилось. Уже больше шести лет, как объявлен тендер, но дело не сдвинулось с мертвой точки. Периодически, когда Анкара хочет шантажировать Ереван по какому-либо вопросу, вдруг всплывают слова Карс-Ахалкалаки.
Возможно, в Турции решили просто сменить название на Ризе-Батуми. Однако для Еревана, который пытается сегодня выдать этот проект за очередную "утку", угроза остается. Ведь если Вашингтон решит окончательно прижать Армению, то и финансирование быстро найдется, и подрядчики...

Азербайджан вместо Армении?

Параллельно в Баку заявляют о другом проекте, который будет реализовываться в ближайшее время. Речь идет о деблокировании азербайджанского анклава Нахичевань, частично окруженного территорией Армении. Министр транспорта Азербайджана Зия Мухаммедов заявил, что в настоящее время специалисты из Ирана и Азербайджана обсуждают вопрос о возобновлении автомобильного пассажирского сообщения между Баку и Нахичеванью через территорию Ирана, которое было прервано после начала карабахской войны. Очевидно, что разблокирование Нахичевани лишит Армению большого козыря в карабахском переговорном процессе.

Активизировались также работа в направлении проекта 'Север-Юг'. Одновременно с заявлениями Саакашвили в Анкаре, в Москве была достигнута договоренность между руководителями железных дорог России, Азербайджана и Ирана о создании международного консорциума по созданию новой железнодорожной ветки в рамках международного транспортного коридора 'Север-Юг'.
Проект предусматривает строительство ветки Казвин-Решт-Астара на территории Ирана, которая призвана соединить железнодорожную структуру Ирана через Азербайджан с Россией. Дорога свяжет иранскую Астару с одноименным азербайджанским населенным пунктом. Отсюда через Евлах Иран сможет иметь железнодорожный выход на Тбилиси, а через бакинскую ветку - на Дербент и далее по России.

Этот шаг Москвы и Тегерана может означать, что Армения постепенно выдавливается из оси Иран-Россия, и соединительным звеном становится Азербайджан. Об этом говорит и другой российский проект - уже в энергетической сфере, который опять же был озвучен совсем недавно. Будучи в Баку в конце мая, Анатолий Чубайс сделал заявление, которое вызвало тихий переполох в Армении. По словам главы РАО 'ЕЭС России', его компания намерена провести синхронизацию электросетей Ирана и Азербайджана, а также остальных стран СНГ в дальнейшем.

Если это реально произойдет, то под ударом окажется другой крупный энергетический проект, который разрабатывают Ереван с Тегераном. Речь идет о газопроводе из Ирана в Армению. Известно, что Армения намерена закупать газ в обмен на электроэнергию, недостаток которой испытывает сейчас Иран. При этом энергосети двух стран уже синхронизированы. Естественно, что Ирану будет выгоднее заняться сразу двойным объединением с Россией через Азербайджан - железнодорожным и энергетическим, нежели делать ставку на тупиковую на данный момент Армению.

Москва даёт надежду

Правда, российская сторона пытается несколько смягчить ситуацию. Будучи в Ереване в начале апреля, глава ТПП России Евгений Примаков заявил, что Армения не оказывается за бортом проекта 'Север-Юг', что в него будут подключаться и другие страны региона.

Еще более оптимистично высказался вице-спикер Национального Собрания Армении Ваан Ованнисян. По его словам, в проекте, помимо Азербайджана, задействованы также такие страны как Индия и Оман, будет вовлекаться Сирия.
'Известно, что Азербайджан осуществляет политику вытеснения Армении из всех транспортных и экономических программ регионального значения, но в данном случае наши партнеры - Россия, Иран и Индия - не имеют таких планов, и Армения, по всей вероятности, будет включена в программу', - сообщил Ваан Ованнисян.

А по мнению посла Армении в Иране Гегама Гарибджаняна, дорога Иран-Азербайджан-Россия вообще бесперспективна, поскольку экономически не выгодна для сторон. По убеждению посла, Армения вовлечена в программу 'Север-Юг', поскольку по территории Армении должна проходить дорога Индия-Иран-Россия. 'Я, как посол, сделаю максимум для того, чтобы железная дорога проходила по тому пути, который целесообразен для Республики Армения', - заявил Гарибджанян.

Российская сторона попыталась представить в Ереване и альтернативные предложения. В частности, 2 июня во время 7-го заседания армяно-российской комиссии по межпарламентскому сотрудничеству было завялено о необходимости развития транспортного коридора Армения - Иран - Каспийское море - Астрахань. Кроме того, в итоговом документе заседания правительствам Армении, Грузии и России было предложено подписать трехсторонний договор о разрешении вопроса о транспортном коридоре.

...Что бы ни говорили в Ереване представители Москвы, однако всё это пока что прожекты, в то время как бакинские заявления более похожи на реальность. Возможно, что причиной замещения Армении Азербайджаном в планах России по созданию оси с Ираном является то, что в Кремле отчаялись разблокировать абхазскую железную дорогу в ближайшее время, а Вашингтон тем временем наступает Москве на пятки в регионе.
А может быть в Москве теперь просто меньше доверяют своему стратегическому союзнику на Кавказе, который может за спиной реализовывать экономически опасные для России проекты, как это было недавно с газопроводом Иран-Армения.
Вполне вероятно, что оба этих фактора оказывают своё влияние на начавшуюся перекройку магистральной карты региона.

Самвел Мартиросян, ИА 'Росбалт'. Ереван

Истории о том, как вы пытались получить помощь от российского государства в условиях коронакризиса и что из этого вышло, присылайте на адрес COVID-19@rosbalt.ru