Posted 9 сентября 2004,, 09:44

Published 9 сентября 2004,, 09:44

Modified 2 апреля, 07:22

Updated 2 апреля, 07:22

Российские переселенцы раздражают "настоящих арийцев"

9 сентября 2004, 09:44
Некоторые германские СМИ, обвиняя "новых немцев" во всех грехах, прибегают к "подлым трюкам времён пропаганды Геббельса".

Сегодня в Гамбурге открывается очередная сессия российско-германского общественного форума "Петербургский диалог". Этот форум ценен тем, что на нем стороны обсуждают не только межгосударственные отношения России и Германии, но и откровенно обмениваются мнениями по всем острым проблемам, которые стоят на пути сближения двух стран и их народов. В России таких проблем действительно немало. Но они есть и в Германии, о чем недвусмысленно свидетельствует публикуемая ниже статья.


В русскоязычной среде Германии разгорается дискуссия об интеграционных проблемах. Как известно, здесь они обостряются экономическим спадом, растущей безработицей, постоянным притоком мигрантов, который может стать еще более интенсивным после недавнего расширения Европейского Союза.
Однако в среде переселенцев интеграционная тема приобрела в последнее время особый акцент в связи с изменяющимися условиями приема 'аусзидлеров' и новыми трудностями адаптации выходцев из стран СНГ на их исторической родине. Помимо меняющихся условий приема переселенцев, вызванных экономией бюджетных средств, положение "поздних" переселенцев осложняется введением языковых тестов, которые, затрудняя выезд в Германию и воссоединение семей, становятся причиной многих трагедий.

Атмосфера вокруг этой проблемы обострилась после показа в политических тележурналах по главным телеканалам страны сюжетов "Преступные переселенцы" и "Торговля наркотиками вместо занятий на курсах немецкого языка - растущая преступность среди поздних переселенцев", одиозность которых достаточно очевидна даже из самих названий. В формате этих передач, по словам немецкого журналиста Райнхолда Шютта, были использованы "подлые трюки времен пропаганды Геббельса с целью целенаправленно и односторонне дезинформировать общественность и направить общественное мнение в политически заданное русло" (Deutsch-Russischer Kurier, N 4/2004).

Концепция сюжетов, подбор персонажей, информации и аргументов служит цели подвести телезрителей к мысли о том, что главный источник преступности в Германии - это переселенцы... Например, в группе молодых людей, обвиняемых в вымогательстве, тележурналисты берут интервью именно у молодого переселенца из России, оставляя за кадром двух турков и местного немца. А в заключение одного из репортажей используется другой прием: показывают российских немцев в местах лишения свободы...
Характерно, что в конце комментатор говорит: "Более 4-х миллионов переселенцев живет в Германии. На протяжении многих лет жизнь вместе с ними хоть как-то была возможна. С теми же, кто приезжает сейчас, проблемы еще более обостряются. Это неудобная правда"...

Следует признать, что цель авторов этих передач была достигнута: после такого эфирного "вброса" 80% телезрителей в Интернет-опросах положительно ответили на вопрос, следует ли ограничить приток переселенцев в Германию, которых только из бывшего СССР приезжает ежегодно около 100 тыс. человек.
Однако выступивший против этой искаженной картины германский "Союз изгнанных" приводит свидетельства того, что за рамками телепередач осталась основная масса переселенческой молодежи, которая успешно интегрируется, причем, по мнению ряда специалистов, уровень преступности в этой среде ниже, чем у местных немцев и иностранцев. Следует заметить, что подавляющая часть русскоязычных СМИ Германии также разделяет подобный взгляд на положение дел.

Новый виток этим спорам придала статья Аннелизе Герман 'С точки зрения ранней переселенки...' в берлинской газете 'Европа-Экспресс' (N 20/323), в которой автор возлагает всю полноту ответственности за трудности интеграции на самих российских немцев. Мало того, Герман, по сути, воздвигает новую 'берлинскую стену' между старыми и новыми переселенцами, всеми средствами оттеняя достоинства первых и ущербность вторых. Главный мотив этой статьи: 'патриотичность' ранних переселенцев и голый экономический расчет 'поздних', которые, к тому же, составляют разительный контраст тем, кто первыми прорвался сквозь 'железный занавес'. Раздражение автора вызывает и феномен появления в Германии 'параллельного русского общества' - с русскими газетами, магазинами, дискотеками - и сами выходцы из СНГ, которые, невзирая на национальности, именуют себя 'русаками'.

Но особо от 'ранней переселенки' достается тем общественным деятелям и журналистам, которые имеют противоположный взгляд на проблему, берут под опеку 'поздних переселенцев', не чураются критики в адрес Землячества немцев из России и даже правительства и политических партий, для которых, по мнению оппозиции, переселенцы стали 'картой в политических играх'. Под прицел 'немки по духу и плоти', выступившей против "русофильства" в среде ее соотечественников, попала газета Ost-west-panorama, имевшая смелость опубликовать статью 'Недоброе отношение к России. Кому это нужно и выгодно?' (16-29 февраля 2004), а также автор этой статьи, российский немец профессор Роберт Гайгер, обвиненный в 'смертном грехе' - патриотизме по отношению к России...

'Панорама' приняла вызов. Уже на протяжении месяца на страницах газеты идет оживленный спор с Аннелизе Герман и ее союзниками. Помимо возмущенных откликов, анализа перемены условий приема российских немцев и критики крайне противоречивой и конформистской по сути позиции Землячества немцев из России, в обсуждении затронуты и другие вопросы этой безбрежной темы: Россия - Германия, русские - немцы, русские немцы...
От дискуссии не остались в стороне переселенцы всех 'волн', профессий и возрастов, а также русские, украинцы, белорусы, евреи, другие выходцы из СНГ, для большей части которых Советский Союз, невзирая на всё пережитое, остался родиной, клевета и злословие на которую отдается болью в душе...

Например, в статье Виктора Фогта говорится о чувстве брезгливости, которое вызывает сама попытка деления бывших соотечественников по степени патриотичности к Германии. Он напоминает, что когда-то немцев погнала в Россию нужда... И стоит ли теперь 'ранним переселенцам' считать себя 'первопроходцами', если заботы об 'идущих следом' 'растворились в эйфории колбасной сытости и эгоистической самости подавляющего большинства ранних переселенцев'?

'Пасквилем на российских немцев' назвала статью 'ранней переселенки' читательница Гильда Браун. 'Я еще не читала ни в одной русскоязычной газете и не слышала ни от одного российского немца, чтобы страну, которую наши предки добровольно избрали своей новой родиной, в которой прожили несколько веков, добросовестно трудясь и превращая в цветущие оазисы свои колонии, где родились они сами и где остались могилы их отцов и дедов, братьев и сестер, а у кого-то - и детей, чтобы хоть кто-то ее назвал ненавистной', - пишет Браун, возмущенная искусственным разделением немецких переселенцев на 'патриотов-мучеников' и 'приспособленцев - экономических беженцев'.

'Интеллигентному человеку не пристало упрекать людей за проявление ими естественных и добрых чувств к прежней родине', - считает профессор Альберт Обгольц, указывая на вздорность позиции А.Герман. 'Снобизм по отношению к переселенцам последней волны' - вот диагноз, который поставил ученый взглядам 'ранней переселенки', которые, увы, становятся в Германии всё более популярны...

Газета Ost-west-panorama, на страницах которой развернулась дискуссия об отношении к России и переселенцам из бывшего Союза, напоминает, что 'власть мстительных чувств доводит народ до беды, что для общества она иррациональна и даже гибельна', что народы ради будущего должны подниматься над мелкими страстями и спорами.

В заключение приведем, на наш взгляд, важную мысль Ф.Старостина, русского автора одной из реплик-статей под названием 'С точки зрения русака':

'Для истории месть не имеет малейшего смысла, она неконструктивна. Нам известны итоги двух мировых опустошительных войн, - итоги, которые взыскуют к разуму русских и немцев, и возлагают особую ответственность на каждую из сторон. Кто выиграет оттого, если две крупнейшие державы Европы после войн и вражды снова омрачат свои отношения?.. Здесь проще наверняка ответить, кто проиграет, причем, когда время дает исключительный шанс, когда Россия и Германия могут стать осью мира в Европе?..
Знаменитый немецкий порядок и русская энергия, помноженная на российский простор, 'обрекают' наши страны на мирный союз. Укрепить его перед лицом новых опасных реалий XXI века - значит проявить немцам и россиянам национальную мудрость. Стоит ли говорить, какую роль в этом благотворном процессе могут сыграть все переселенцы - независимо от параграфов, сроков и виз!?'...

Геннадий Сидоровнин. Германия.
Специально для ИА 'Росбалт'