Posted 9 сентября 2004,, 14:02

Published 9 сентября 2004,, 14:02

Modified 2 апреля, 07:22

Updated 2 апреля, 07:22

Фрадков недоволен ходом реформирования РЖД

9 сентября 2004, 14:02

МОСКВА, 9 сентября. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков выразил неудовлетворение отдельными этапами реформирования ОАО 'Российские железные дороги' и поручил главе Минтранса Игорю Левитину проанализировать причины невыполнения ряда мероприятий в рамках реформы. Об этом председатель Правительства РФ заявил сегодня на заседании кабинета министров.

"Как пожелание министру, который будет руководить последующей работой по реализации намеченных планов: Вы должны внимательно проанализировать истинные причины, почему мы констатируем невыполнение пунктов и мероприятий, по которым были приняты решения и соответствующие распоряжения Правительства", - указал Фрадков.

"Что это - некачественные решения на опережение, несоответствующие пожелания, которые по жизни проявляются, или это неорганизованность работы тех структур, которые должны были сделать это своевременно?" - поинтересовался он. "Это вопрос по существу, особенно когда мы планируем на будущее такие серьезные реформы, связанные с естественными монополиями", - подчеркнул Фрадков. - Это касается и ОАО "РЖД", и РАО "ЕЭС", и "Газпрома", о чем нам напоминал Алексей Леонидович (Кудрин) на одном из прошлых заседаний". "Невыполнение намеченных планов по реформированию естественных монополий очевидно сдерживает возможности экономического роста, поэтому нужно глубоко это дело изучать и предметно заниматься этим", - призвал премьер-министр.

Отвечая на критику Фрадкова, глава Минтранса отметил, что в мире пока не существует опыта реформирования таких крупных структур, как ОАО "РЖД". Кроме того, по его словам, решения Правительства по проведению реформы, принятые в прошлые годы, содержат некоторые противоречия. "С одной стороны, была опасность, что процесс станет неуправляемым, поэтому законы писались осторожно", - отметил Левитин. С другой стороны, по его словам, у Правительства была "неуверенность, пойдет ли частный бизнес в эту сферу". "Эти два фактора, дополняя друг друга, не позволили выйти на те постановления и законодательные акты, которые были запланированы", - пояснил он.

"Есть и нерасторопность, и организационная суматоха, с одной стороны, а с другой стороны - получается, планы завышены", - констатировал в свою очередь Фрадков.

Между тем обсуждение хода реформирования РЖД переросло в довольно бурные прения. Так, глава Минэкономразвития Герман Греф указал, что формирование дочерних структур ОАО "РЖД", предусмотренное планом реформы, противоречит задаче создания конкуренции на рынке железнодорожных услуг. По его мнению, создание дочерних обществ "ведет к формированию гипермонополии". "Если мы создаем такой монстр с "дочками", а потом пойдут "внучки" и "правнучки", то придется переписывать все законодательство", - предупредил министр. "Какова же тогда цель второго этапа реформы", - поинтересовался он.

Парируя реплики Грефа, вице-премьер РФ Александр Жуков заявил, что эти противоречия изначально были заложены в постановлении Правительства о реформировании ОАО "РЖД". Согласно документу, реорганизацию компании предполагалось проводить как путем выделения из нее отдельных структурных образований, так и путем создания дочерних обществ, напомнил Жуков. По его словам, авторы реформы "хотели оставить возможность для различных вариантов". "Хотя юридически выделение из "РЖД" структурных образований действительно противоречит созданию дочерних обществ, и с этим вопросом надо определяться", - указал Жуков.