Главные новости - все новости
13 сентября 2004, 13:00

"Известия" СПБ: Израильский синдром

Туроператоры города готовятся к худшему. Но надеются на лучшее

Приедут ли к нам в новом сезоне иностранные туристы? До недавнего времени на этот вопрос можно было дать однозначно положительный ответ. Туристическая привлекательность Петербурга, да и всего Северо-Западного региона заметно повысилась после пышных празднеств 300-летия города. Как сообщил на пресс-конференции в информационном агентстве "Росбалт" Виктор Пахомков, начальник Управления по туризму, в 2003-м у нас побывало на 15,5% больше иностранных туристов, чем обычно, и этот прирост можно назвать рекордным. Однако теперь начались проблемы.

И, как считают специалисты в области туризма. грядущие два года будут решающими: станет ли Петер-бург туристической меккой и воротами для туристов в Россию или все останется на прежнем уровне. Уже сейчас можно выделить некоторые тенденции, плюсы и минусы развития этой хрупкой, зависящей от массы внешних и внутренних факторов туристической отрасли. Положительным фактором стало разви-тие инфраструктуры: открылось много ресторанов, ночных клубов, отелей, появились, в частности, новые маршруты паромов. Городские власти наконец-то озаботились и безопасностью туристов. Силами двух ко-митетов была создана рабочая группа и совместно удалось усилить патрули в центре города и оградить гос-тей от цыган-попрошаек на Невском проспекте.

Однако сегодня, на рубеже летнего и зимнего сезонов, стали очевидны негативные факторы, которые мо-гут привести к тому, что многие международные операторы отвернутся от Петербурга. Во-первых, владель-цы гостиниц собираются вновь поднимать цены. "Сейчас цены на гостиничные услуги и цена всего турпаке-та находится на предельной для международного туризма грани, - считает Виктор Пахомков. - Если гости-ницы, как они грозятся, поднимут цены на 10-30%, иностранцы поедут на Сейшелы или Багамы. При этом международные операторы ничуть не пострадают. Пострадаем мы".

Надо сказать, что подобное подорожание не совсем целесообразно. Петербург особо привлекателен лишь в определенный сезон - в мае (белые ночи - наш брэнд) гостиницы действительно загружены на 100%, но уже в сентябре поток гостей резко уменьшается. Некоторые отели зимой заполнены лишь на 20-30%. В Москве столь сильной зависимости от сезона нет. Кроме того, гостиницы вовсе не всегда радуют тем сервисом, которого уже сейчас требует разборчивый западный турист. "С ночными клубами у нас все в порядке, а вот с оздоровительными программами, которые во всем мире предоставляют отели SPA, все не так хорошо, -утверждает Валерий Никифоров, президент ОАО "Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга". - Во всем мире в отелях обычно есть и бассейн, и внутренний пляж, можно получить массажи, различные процедуры, а у нас этот вид отдыха пока не развит. Далеко не все хотят ходить лишь по музеям и театрам. Иногда гостям хочется просто отдохнуть, заняться спортом, например. В наших гостиницах это практически невозможно: нет ни спортивных площадок, ни бассейнов, ни хороших футбольных полей, например. Попробуйте спросить в отеле, где бы позаниматься теннисом? Вам не смогут ответить".

Кстати, в городе до сих пор нет четких статистических данных и невозможно точно сказать, сколько у нас легально работающих отелей. По официальным данным, от 54 до 200. И оценить вклад туристов в экономику города до сих пор невозможно. Скажем, правительство Москвы сообщает, что 7% валового продукта предоставлено этой отраслью. В Петербурге эта цифра вряд ли намного меньше, чем в столице. По мнению многих международных туроператоров, северная столица - самый привлекательный для туристов город России. Однако некоторые аналитики уверены, что в условиях нашего смутного времени не удастся поднять це-ны на отели и туристические пакеты. "Обратите внимание, что в репортажах западных телекомпаний из Беслана телевизионная картинка подписана "Россия", а не "Северная Осетия", - говорят в Управлении по туризму, - а это значит, мы на пороге обвала". Уже сейчас в гостиницах города туроператоры аннулируют бронирование мест. Группа за группой отказывается от поездки в Петербург. Например, в гостинице "Ох-тинская" уже сейчас 30 групп (по 30 человек в каждой) заявили о том, что заказ на сентябрь аннулируется.

Однако, как считает вице-президент Российского союза туриндустрии, это временное явление. "Известно, что когда падает самолет, где бы это ни происходило, авиапредприятия переживают 20%-ный спад спроса. Потом все восстанавливается. У нас произошла серия терактов и возник так называемый "израильский синдром" - резкое уменьшение числа туристов. И наша задача -доказать безопасность региона". Однако удастся ли это сделать в нынешних сложных политических условиях - вопрос открытый.

"Известия"