Posted 18 сентября 2004,, 13:43

Published 18 сентября 2004,, 13:43

Modified 31 января, 20:16

Updated 31 января, 20:16

'Произошло жертвоприношение'... Взгляд на бесланскую трагедию из Южной Осетии

18 сентября 2004, 13:43
Теракт в Беслане в равной степени ударил по обеим Осетиям. В югоосетинской столице Цхинвале, как и во Владикавказе, мучительно анализируют происшедшее. Ищут его страшные причины...

Осетины - один из немногих разделенных народов мира. Большая их часть живет в российской северокавказской республике Северной Осетии. Меньшая - в Южной Осетии, формально находящейся в составе Грузии, но де-факто уже более десяти лет являющейся независимым государством. Трагедия в Беслане в равной степени ударила по обеим частям Осетии. В югоосетинской столице Цхинвале, как и во Владикавказе, мучительно анализируют происшедшее. Ищут его страшные причины...


'Случившееся в Беслане явно продиктовано желанием дестабилизировать ситуацию во всей Осетии, - полагает министр иностранных дел РЮО Мурат Джиоев. - Ведь мы не разделяем ее на Северную и Южную. Все, что происходит у нас на Юге, находит живой отклик в Северной Осетии - и наоборот. Беслан - наша общая боль и трагедия. Люди здесь до сих пор не отошли от шока. Траурный митинг, прошедший в Цхинвале 7 сентября, стал самой массовой акцией за последние четырнадцать лет'.
Северная Осетия - единственная христианская республика Северного Кавказа, продолжает Мурат Джиоев, и 'самый реальный оплот России на Кавказе'. Осетинский народ - верный союзник России начиная с восемнадцатого века. Это главные причины того, что именно эта республика стала мишенью террористов.

Некоторое время назад югоосетинские правоохранительные органы получили от коллег из Северной Осетии информацию о возможности крупных террористических актов в период между президентскими выборами в Чечне и первыми числами сентября. 'Но, похоже, во Владикавказе ей не придали особого значения, - говорит цхинвальский силовик. - Да и кому было это делать? Отправленному на днях в отставку министру внутренних дел Казбеку Дзантиеву - бывшему пожарнику из Узбекистана, погрязшему в коррупции и собственных коммерческих интересах? Между прочим, его готовили в премьер-министры, и если бы не бесланский теракт, он возглавил бы правительство Северной Осетии. Правоохранительные органы показали свою полную беспомощность, не сумев организовать даже нормального оцепления. Развал всего и вся зашел так далеко, что, если бы не реакция России и мирового сообщества, во Владикавказе взяли бы курс на замалчивание трагедии, и через месяц о ней бы уже не вспоминали. Вина властей в происшедшем настолько очевидна, что я не удивлюсь, если среди родственников погибших найдется новый Виталий Калоев (в авиакатастрофе, происшедшей из-за ошибки швейцарского диспетчера, этот человек потерял жену и двоих детей, после чего отыскал и зарезал виновника своего горя - прим.), который просто застрелит Дзасохова - и все дела'. Имя Калоева звучит сейчас в обеих частях Осетии очень часто.

'Весь Кавказ знал, что осенью в Северной Осетии начнется война, после которой разразится вторая фаза силового противостояния с Грузией на Юге, - рассказывает бывший министр иностранных дел Южной Осетии, ныне директор православной гимназии 'Рухс' ('Свет') и начальник штаба стрелкового батальона Урузмаг Джиоев. - Северный Кавказ прибит к телу России осетинским гвоздем, и Запад, решая проблему этого гвоздя, пытается уничтожить нас: здесь - руками Саакашвили, там - руками террористов. Летом по всему региону циркулировали слухи о том, что начало учебного года будет отложено до октября - настолько было ясно, что теракт произойдет именно в школе!'.

'Одной из задач террористов, захвативших школу в Беслане, было утверждение в роли миротворца и возвращение на федеральный политический олимп бывшего президента Ингушетии Руслана Аушева, благодаря которому без малого десятилетие назад республика превратилась в рай для чеченских боевиков, находивших там и кров, и отдых, и моральную поддержку, - убежден высокопоставленный сотрудник правоохранительных органов Южной Осетии, начинавший карьеру в аналогичных структурах на севере. - Человек, состояние которого оценивается в десятки миллионов долларов, откровенно не удовлетворен своим крайне скромным ныне политическим влиянием и мечтает вернуться к руководству Ингушетией. Но так как в рамках сформированной за последние годы вертикали власти сделать это невозможно, остается ее разрушить. Бандиты планировали и 'переформатирование' роли Аслана Масхадова - если бы им удалось ввести его в игру, разыграть освобождение детей 'легитимным прездентом Ичкерии', это серьезно изменило бы отношение Запада к политике России в Чечне и дало бы новые козыри сторонникам переговоров с сепаратистами'.

Но главный, глобальный смысл чудовищной акции в Беслане, по мнению нашего информированного источника - дестабилизация всего Северного Кавказа с дальнейшим отрывом его от России, в ходе которой в полной мере проявится и продемонстрирует свою значимость 'новая сила', чьи боевые ячейки сформированы уже по всему региону, а выразителем целей и интересов является, в частности, Аушев (не зря заложники рассказывают, что, когда он вошел в школу, все боевики в знак уважения встали).
'Речь идет о ваххабитах, взрывной рост влияния которых тесно связан с полным развалом государственной системы воспитания молодежи и столь же серьезным падением авторитета традиционных ценностей - семьи и Родины, - поясняет югоосетинский силовик. - Система власти в Северной Осетии прогнила настолько, что если в самое ближайшее время не будут приняты конкретные меры, всё может завершиться очень печально.

По оперативным данным, распространение ваххабизма в республике идет быстрыми темпами (три месяца назад, отвечая на вопрос "Росбалта", существование этой проблемы нехотя признал и президент республики Александр Дзасохов - прим.'), однако бесланскую трагедию не стоит переводить в плоскость религиозного противостояния между православием и исламом. Северная Осетия была выбрана для проведения теракта потому, что из всех северокавказских республик только в ней к тому времени еще не произошли ваххабитские вылазки, направленные на серьезную дестабилизацию обстановки'.

'Происшедшее в Беслане хотят представить в форме христиано-исламского конфликта, но это не так, - считает югоосетинский духовный лидер, настоятель Аланской епархии священноархимандрит о.Георгий. - Осетины - единственный в регионе православный народ. Мы - мост между православной Россией и православным Ближним Востоком. Его хотят уничтожить, чтобы Северный Кавказ стал еще одним мусульманским регионом, агрессивно настроенным против России и православия'.
Бесланская трагедия имеет не только общественно-политические, но и очевидные духовные последствия. Жизнь десятков тысяч осетин как на Севере, так и на Юге, разделилась на две неравные части: до и после Беслана. 'Происшедшее восприняли здесь очень болезненно, - говорит о.Георгий. - Среди погибших были и крещеные у меня... Говорят, что северяне - люди традиции, а мы, южане - люди сердца. Действительно, мы более сентиментальны, воспринимаем все ближе к сердцу - и нам очень больно. Ведь многие уехали из Южной Осетии именно для того, чтобы уберечь детей... "

Гибель сотен людей заставляет посмотреть на все по-иному. 'Трагедия изменила отношение Северной Осетии к Южной, - говорит один из югоосетинских силовиков. - Теперь крупномасштабные боевые действия грузинской стороны будут восприняты на Севере как агрессия против всего единого осетинского народа, чего не было в период летнего противостояния. Более того, чтобы сгладить межнациональные противоречия, власти Северной Осетии обвиняли во всех грехах - как сейчас, например, в организации антидзасоховских митингов - южан-кударцев, и весьма в этом преуспели. При этом за время президентства Дзасохова в республику заселили 60 тысяч ингушей (во время осетино-ингушского конфликта оттуда бежали 18 тысяч ингушей), получавших огромные - в районе 20 тысяч долларов - подъёмные и компенсации за 'утраченное имущество'... Не понимаю, как северяне допускали такое - у нас, в Южной Осетии, подобное просто невозможно'.

Под другим углом видится теперь в Осетии и вопрос о вхождении в состав России. '1300 лет православные жили бок о бок с исламом, и даже на Кавказе истории этого совместного проживания уже около шестисот лет - можем, наверное, жить и дальше, - отмечает о.Георгий. - Но если Россия и впредь будет вести такую политику в отношении Осетии, всё может окончиться плохо: нельзя 'кидать' своих союзников. 230 лет назад осетины сами отправили послов с просьбой о вхождении в состав Российской империи. Между русскими и осетинами много общего в духовности, культуре, и даже языки наши довольно близки. Но, видя нынешнее хладное отношение Москвы, люди будут уходить отсюда'.

'События в Беслане еще раз показали, что России нужна четкая и ясная позиция в осетинском вопросе, - уверен Мурат Джиоев. - В интересах самой России ускорить признание независимости Южной Осетии'. Люди изнемогают от неопределенности правового статуса республики, невозможности планировать свое будущее и будущее своих детей. После бесланских событий в их сознании произошел надлом.
'Я думаю уехать на север - ради того, чтобы дать перспективу своему ребенку, - говорит Майя, мать девятилетнего сына. - Вся моя молодость прошла в ожидании признания нашей независимости, того, что вот-вот начнется восстановление промышленности, развитие хозяйственных связей, что еще немного, и мы будем с Россией... Так пусть хотя бы у сына будет лучшее будущее'. Она возлагает некоторые надежды на то, что бесланская трагедия подвигнет Москву к признанию независимости Южной Осетии, но многих страшит такой поворот.
'История единой Осетии не может начаться с чёрного листа, - в словах многих цхинвальцев звучит почти мистический ужас. - Мы не хотим, чтобы объединение осетинского народа покупалось столь страшной ценой, чтобы именно Беслан заставил Россию изменить свою позицию'.

'Такие трагедии просто так не случаются и просто так не проходят, - констатирует директор гимназии 'Рухс' Урузмаг Джиоев. - Они даются нам в наказание и оставляют мистический след. Даже далекие от церкви люди подчеркивают сейчас, что случившееся в Беслане было вторым со времен Ирода целенаправленным и массовым избиением детей'. Перед первой чеченской войной, в Грозном, он ощутил странное предчувствие надвигающейся беды. 'В Осетии у меня было такое же ощущение, - продолжает Джиоев. - Предельная коррумпированность, взятки, поборы, всё, что творилось в республике с попустительства мафии Галазова, Дзантиева, Дзасохова - это не могло остаться безнаказанным. И если Чечню Господь просто сжег как Содом и Гоморру, то нам, осетинам, я думаю, повезло. Он должен был покарать нас гораздо сильнее, но, видимо, молитвами многих святых, просиявших на земле аланской, всё же дал нам шанс. Произошло жертвоприношение - именно так воспринимают случившееся в Южной Осетии. Мы на пороге страшных событий - тотальной войны Запада против России, которая начнется на Северном Кавказе. Может быть, осетинский народ должен быть принесен в жертву ради спасения России'.

Осетины уже знают, что живут в новой реальности. 'В первые дни после Беслана я думал: как мужчины из семей тех, кого захватили в заложники, отцы изнасилованных и поруганных детей, смогут жить с этим? - говорит Урузмаг Джиоев. - Теперь я думаю: как жить с этим мне? Как жить всем нам?'.

Яна Амелина, ИА 'Росбалт'. Цхинвал - Москва