Posted 27 сентября 2004,, 11:15

Published 27 сентября 2004,, 11:15

Modified 2 апреля, 07:16

Updated 2 апреля, 07:16

Выбор Президента должен быть прозрачен и понятен

27 сентября 2004, 11:15
Члены 'Регионального экспертного клуба', состоящего из журналистов ведущих региональных газет и представителей экспертного сообщества, предлагают свои версии того, как будут подбираться отныне претенденты на губернаторские посты.

Члены 'Регионального экспертного клуба', созданного ИА 'Росбалт' при содействии Альянса руководителей региональных СМИ России (АРС ПРЕСС) и состоящего из главных редакторов и журналистов ведущих региональных газет, а также представителей регионального экспертного сообщества, ответили на вопросы "Росбалта":

- Каким должен быть механизм взаимодействия Центра и регионов для выявления достойных кандидатов на губернаторский пост?
- Из кого будет выбирать Президент?

Борис Играев, главный редактор газеты 'Молодой коммунар', г. Тула:

- На мой взгляд, в регион должна выехать специальная 'бригада' из Администрации Президента, по результатам деятельности которой главе государства должны быть представлены кандидатуры на пост губернатора. Ее работа в регионе должна быть обставлена неким политическим 'декором'. Необходимо выслушать предварительные предложения (при соблюдении гласности в СМИ) партий и политических объединений региона, Союза промышленников и предпринимателей, может быть, внятных деятелей местной общественности. По 3-4-м кандидатурам (подтвержденным положительными справками ФСБ-МВД) возможно проведение относительно широкого социологического опроса населения. Законодательное собрание региона должно получить в итоге одного кандидата.

Игорь Альтшулер, бизнес-консультант, г. Нижний Новгород:

- Мне кажется, инициатива должна идти с обеих сторон. Нельзя ограничиваться лишь кандидатурами, которые предлагает Центр - там плохо знают реальную обстановку на местах. В регионах же очень сильна клановость. На местах возможных кандидатов в губернаторы должны представлять все ветви власти - и законодательная, и исполнительная - по крайней мере, пока политические партии не встанут на ноги. Вообще, весь процесс должен быть прозрачным и подконтрольным. Сейчас же у нас все властные должности, говоря языком вузовских приемных комиссий, фактически 'коммерческие', а не 'бюджетные'.

Леонид Хают, заместитель генерального директора АНО 'ИД 'Каспий', г. Астрахань:

- Считаю, что губернаторы всё же должны избираться всенародным голосованием населения территорий. В случае же введения в действие механизма избрания глав регионов местными законодательными собраниями по представлению Президента полагаю целесообразным, чтобы одну из кандидатур Президенту представлял сам региональный законодательный орган по итогам тайного голосования депутатов. При этом порядок выдвижения таких кандидатур и голосования должны определять сами регионы.

Дмитрий Негреев, редактор отдела политики газеты 'Свободный курс', г. Барнаул:

- Я думаю, что губернаторов как избирали, так и должны избирать. С 1996 года сложилась практика, которая соответствует Конституции, - губернаторов избирает народ, живущий в регионах. И исключения из правил, когда губернаторами становились несостоятельные люди, не являются поводом, чтобы в целом отменять закон.

Лев Кощеев, главный редактор холдинга 'Уральский рабочий', г. Екатеринбург:

- Честно говоря, в самой процедуре выявления я особой проблемы не вижу, поскольку даже в больших регионах с высокой степенью активности (как, к примеру, Свердловская область) реальных претендентов на этот пост немного - никак не больше десятка. Другое дело, что обойму 'записных претендентов', о которых говорят и знают все, полезно периодически перетряхивать и искать кандидатов и среди тех, кто о государственно-административной карьере и не думает - например, среди директоров крупных предприятий. Заниматься кадровым поиском логичнее всего полпредствам, а уж они могут черпать информацию могут из самых разных источников - общения с элитами, мониторинга прессы и т.д.
Куда более проблемным мне кажется само принятие окончательного решения по выявленным кандидатурам. В той схеме, которую озвучил Президент, и которая вытекает из существующего стиля взаимоотношений столицы и провинции, получается, что на 90% решение о том, кто станет губернатором, будет приниматься в Москве. Потому что слишком велик риск, скажем, неприятия местным законодательным собранием некой кандидатуры. Москва решит, видимо, что надо 'поработать с депутатами', чтобы они изменили свое мнение. Но ведь принятие губернатора местными элитами, его популярность - непреложное условие успешной работы даже назначенного лица. На одних формальных полномочиях далеко не уедешь. Поэтому вопрос стоит поставить так: 'Как сделать, чтобы в Москве не игнорировали мнение региона о кандидатурах на пост губернатора?' К сожалению, ответа на этот вопрос я пока не знаю.

Сергей Кочеров, политолог, кандидат философских наук, редактор интернет-сайта Полит.Ру - Нижний Новгород:

- Это достаточно сложный процесс. Президенту, чтобы остановить свой выбор на достойной во всех отношениях кандидатуре, надо получить большой объем информации, причем по разным каналам. Надо учесть не только мнения сотрудников Администрации Президента, отвечающих за такие вопросы, не только полпредов, но и влиятельных групп граждан, к числу которых относятся и крупные бизнесмены, имеющие интересы в данном регионе.
Должны быть учтены данные соцопросов, определяющих наиболее популярные фигуры и отношение населения к возможным кандидатам. Необходимо поднять политические истории кандидатов, посмотреть их послужные списки - имеют ли они опыт работы, как-то связанный с выполнением функций губернатора. Не вызывает сомнения, что одним из важнейших факторов при принятии решения будет лояльность Президенту.

Валентина Мальцева, политический обозреватель, газета 'Советская Сибирь', г. Новосибирск:

- Считаю, что механизм взаимодействия Центра и регионов должен обязательно включать хороший опыт других стран и одновременно учитывать особенности российского менталитета. К последнему я отношу не только формальное понятие преемственности власти, но и персональное его наполнение. Думаю, что центр должен прислушиваться к мнению действующего губернатора относительно своего преемника. Хорошо, если от действующего губернатора Центр потребует назвать не одну, а две-три фамилии.
В Новосибирской области очень много авторитетных общественных организаций неполитического толка. Есть совет, который координирует их деятельность. Было бы неплохо, если бы Центр запросил кандидатуру на пост губернатора и от представителей общественности.
И из мира 'несбыточных мечтаний'. Если бы политические партии (точнее, их местные отделения) нашли некую 'фигуру согласия' на пост губернатора, то к такому мнению следовало бы внимательно прислушаться.
На представление Президентом кандидатуры губернатора будут, конечно, влиять и личные контакты главы государства с людьми. Поэтому в механизм взаимодействия следует включить какую-то форму, допустим, 'круглых столов', с теми, кого назовут кандидатами вышеназванные институты.

Вера Южанская, главный редактор газеты 'Наше время', г. Ростов-на-Дону:

- Вопрос 'Из кого Президент будет выбирать?' можно адресовать, наверное, только Президенту. Механизм взаимодействия? Два варианта: либо в Конституцию вносятся изменения, либо нет. Если вносятся, то выбирают из одного-единственного. Если необходимо сохранить альтернативу выбора, то есть смысл учитывать мнения не только властной элиты регионов, но и бизнес-элиты, общественных объединений, неформальных лидеров и т.д.
Как узнать мнения? Сравнивать данные социологических опросов различных групп населения. При этом желательно проконтролировать форму постановки вопросов. Желательно при этом проводить публичные обсуждения, например, с голосованием и интерактивным опросом на ТВ и радио.
Хотелось, чтобы после анализа данных оставались не две кандидатуры, причем, с явным предпочтением к одной, а хотя бы пять. Рейтинг следует давать в различных вариантах - как его представляют разные социологи. Наложением сеток рейтинга можно вычислить тех, кто попадает в 'фокус'. Возможно, среди них и будет тот самый-самый.


Анализ озвученных предложений позволяет сделать следующие выводы.
В регионах в целом с пониманием относятся к президентской инициативе по изменению механизма избрания губернаторов. При этом рассчитывают на то, что процесс поиска и представления кандидатур на должность губернатора будет как можно более прозрачным. И, что самое важное, в регионах не просто рассчитывают на то, что по этому вопросу будет вестись непрерывный диалог с местной общественностью, но уверены в том, что иного и быть не может.

ИА "Росбалт"